РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КСП 9 КЛАСС ПЛАНЫ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ КСП 9 КЛАСС ПЛАНЫ КРАТКОСРОЧНЫЙ ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН
Дата: Класс: 9 1 урок | |||||||||||||||
Тема: Введение: предмет курса «Светскость и основы религиоведения» | |||||||||||||||
Цель урока:
Ознакомить с содержанием и важностью курса « Основы Религиоведения », а также рассказать учащимся об основах гуманистического мировоззрения, духовно- нравственных ценностей, собственной системы убеждений. — Показать, что основы религии необходимо знать каждому человеку, т.к. в наше время это поможет правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, отличать истинные законы религии от ложных лозунгов. |
|||||||||||||||
Ожидаемый результат: Умение работать с различными источниками информации, навыки логического мышления на основе выявления причинно-следственных связей. | |||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |||||||||||||
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Ученики осмысливают поставленную цель. С помощью пазлов класс делится на группы. |
пазлы
|
||||||||||||
5 мин. |
II. Проверка домашней работы. С помощью приема «Мозговой штурм» осуществляет повторение пройденного материала.
Учитель начинает урок с применения стратегии «Мозговой штурм». 1.В чем, по вашему мнению, заключается необходимость изучения предмета? 2. Что изучает религиоведение? 3.Что является основной целью религиоведения? |
Ученики демонстрируя свои знания, заполняют перфокарты. | перфокарты | ||||||||||||
20 мин.
III. Актуализация знаний. С помощьюметода «Подумать-сговориться-обсудить» осуществляет усвоение нового материала.». Введение нового курса «Светскость и основы религиоведения» в общеобразовательных школах Казахстана предполагает акцент на укрепление принципов светскости и профилактику религиозного экстремизма и терроризма. Общеизвестно, что история, культура, религия находятся в неразрывном единстве на всех этапах развития человечества. Вряд ли возможно понимание мусульманского общественного устройства в отрыве от основных принципов ислама, невозможно изучение современной западной цивилизации без знания католичества и протестантизма, восточноевропейской культуры – без изучения православия. Исходя из этого, можно утверждать, что правильный подход к освещению роли религии и деятельности религиозных организаций является основопологающим в общегуманитарном просвещении современного человека. В условиях полиэтничного и многоконфессионального общества Казахстана вместе с формированием общих знаний об истории и особенностях религий в рамках преподавания учебного курса в дальнейшем предполагается решение ряда задач.
Во-первых, в условиях глобализирующегося мира, где стираются грани и различия во всех сферах, принято соблюдать общемировые стандарты и требования, важно сохранять идентичность, самобытность культуры, особенности национального духа. Сравнительный анализ при изучении различных религий, особенностей вероисповедания, в свою очередь, позволит молодому казахстанцу в теоретическом плане лучше изучить особенности своей культуры, закрепить духовно-нравственные ценности, укрепить чувство толерантности. В условиях глобального мира уже никто не ограничен границами своего государства, рамками своей культуры, условиями своего общества. Вместе с тем, каждому, особенно подрастающему поколению необходимо ориентироваться в поликонфессиональном многообразии своего окружения. Во-вторых, очень важно правильно в методологическом плане формировать знания о религии среди населения, особенно у молодого поколения. В рамках современного развития отечественного религиоведения предполагается своевременное изучение и анализ наблюдаемых тенденций. Современное поколение демократического государства уже с юного возраста должно учиться самостоятельно оценивать религиозно-политические события, ориентироваться в многообразии различных тенденций, иметь собственную позицию и чувство неприятия к чуждым идеологиям. В этой связи, современная религиозная ситуация обуславливает перестановку акцентов с исторических исследований на исследование современности. Следует учитывать, что при доступе к любой информации в условиях развития современных масс-медиа учащийся получает различные знания, данные, результаты исследования, вместе с тем погружаясь в поток информации негативного воздействия, провокацонного характера. В этой связи, немаловажной задачей отечественного религиоведческого просвещения можно назвать изучение распространения информации о религии в современных условиях. Освоение принципов светскости и основ религиоведения со школьного возраста должно способствовать размеживанию в общественном сознании таких понятий, как «теология», «религиозное знание» и «религиоведение». В образовательном процессе светского государста религиоведческое знание не может подменяться религиозным знанием. В казахстанском обществе в последние два столетия отмечается повышенный интерес к религии, и, нужно отметить, что государственная политика в данной сфере религии позволяет верующим и желающим практиковать религозную жизнь гражданам все права и свободы. Вместе с тем, наблюдается тенденция сопровождения религии политизацией, радикализацией, комерциализацией и замещением светских и культурных ценностей. Безусловно, качественное преподавание религиоведения в общеобразовательных школах с акцентом на укрепление светских принципов представляется актуальным и востребованным решением государства.Проблемное задание: определить, что изучает религиоведение? Назовите основные задачи религиоведения? Обобщая ответы учащихся, учитель дает правильное определение о религиоведении под запись учеников. Религиоведение – наука междисциплинарная, сочетающая достижения в анализе религии таких наук как история, социология, психология, философия, филология, антропология и др. Вы сможете выбрать ту область для исследований, которая Вам более по душе – от ритуалов африканских племен до проблем современного общества. Все зависит от Ваших личных предпочтений при соблюдении одного условия – основным предметом вашего интереса должна быть религия. Религиоведение изучает основные закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее проявления, связь с другими областями общественной жизни и историей народов. В ней представлена история ведущих религий – буддизма, христианства, ислама, их направлений. Уделяется должное внимание истории религиозной ситуации в Казахстане, раскрывается роль и место ислама в быту, традициях, духовной жизни казахского народа. Задачами изучения религиоведения является получение знаний о происхождении и сущности религии, разных ее проявлениях, священных текстах, их идеологии и мировоззрении, особенностях культов. Далее выслушиваются выступления учащихся о значении курса «Основы религиоведения» в нашей жизни, учащиеся приводят в пример современную жизнь, связанную с религией.
Термин «светскость» – это новое понятие в общественно-политической и государственной жизни современного Казахстана.
В современном осмыслении понятие «светскость» означает:
– нейтралитет государства по отношению к любой религии;
– его независимость от любой религии, как и независимость религии от государства;
– свобода совести и вероисповедания, свобода изучать и критиковать религию;
– отсутствие какой бы то ни было официальной религии и, как следствие, право каждого индивидуума исповедовать любую религию по своему выбору или не исповедовать ни одной;
– свободный от любой религии/конфессии характер государственной школы.
Сущность светскости можно выразить в трех словах, это:
▪ нейтралитет (государства и школы),
▪ независимость (государства от религии и наоборот),
▪ свобода (совести и вероисповедания).
Светскость это не антирелигиозность. Светскость не позволяет религии подчинить себе государство, в то же время она и не позволяет государству подчинить себе религию.
Применительно к государственно-правовой сфере, светскость – это характеристика государственных или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающая их общегражданскую направленность, независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым.
Есть схожее со светскостью понятие как «веротерпимость», которая означает терпимость к чужой религии, признание ее права на существование.Также можно сказать, что это «беспристрастное отношение всякого человека к последователям другого вероисповедания».
Все вышеизложенное позволяет заключить: светскость, отсюда и светский характер общества, позволяет людям жить рядом, несмотря на различия верований, мнений и убеждений. Вот почему светский характер общества – это благо и необходимость. Слово уч Ребята, вам нравится рилигия Что вы вспоминаете в связи с этим словом? .
Ассоциация к слову
2 группа- Слайд 3 группа- Диаграмма Венн
|
|||||||||||||||
10 мин. |
IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» и Инсерт проводит закрепление урока.
Прием работа с текстом «Insert» Ведение активного чтения параграфа 2 учебника прием Insert (работают простым карандашом, на полях выставляют знаки) Заполнение таблицы
Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут вписываться дополнения. Вопросы для закрепление урока: 1. Почему же и в наше время многие исповедуют религию?
2. Почему среди этих «многих» есть люди высокообразованные?
3. Каковы взаимоотношения лженауки, например астрологии, и религии?
4. Как церковь сегодня относится к науке?
. 1. Какое мнение сложилось у вас о предмете религиоведение? 2. В чем, по-вашему, заключается необходимость изучения религии? ? |
Учащиеся отвечают на вопросы учителя. | Ромашка Блума | ||||||||||||
5 мин. |
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. |
Оценивают работу своих одноклассников.
На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. |
стикеры |
||||||||||||
2 мин. | VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
||||||||||||
дополнительная информация | |||||||||||||||
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся | оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? | межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями | |||||||||||||
рефлексия.
были ли цели обучения реалистичными? Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение? Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения? Какие изменения из данного плана я реализовал и почему? |
Проводит рефлексию.
-Какую цель мы поставили сегодня на уроке? -Достигли мы целей, которые ставили в начале урока? |
||||||||||||||
Итоговая оценка
Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)? Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)? Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах? |
1.
2.
1. 2.
|
||||||||||||||
Тема урока: | Светскость и светское государство: определение понятия, ее значение и характер 2 урок | ||
Цель: |
Рассмотреть происхождение слова «религия», структуру и функции религии, религиозное мировоззрение.
— Развивать речь, умение анализировать факты, работать с дополнительной литературой. . |
||
Основные ключевые идеи: | Урок направлен на развитие саморегуляции, а также использование стратегий критического мышления, что влияет на способности учеников к активному участию в своём обучении. | ||
Ресурсы: | Учебник, рабочие тетради, ноутбук, доска, карточки | ||
Структура урока | Описание заданий | Деятельность учащихся | |
1. Орг. момент
(3 мин). |
Раскрытие темы и целей урока с помощью ребят | Отвечают на вопросы | |
2. Изучение нового материала
(15 мин). |
Проверка дома задание
I. Опрос домашнего задания: 1. Каково происхождение слова религия? 2. Какие науки, кроме религиоведения, изучают религию?
Составляют кластер (вспоминают материал прошлого урока)
|
||
3. Закрепление
(5 мин). |
Заполнение карточки понятий. Я показываю прибор, ребята записывают, для чего он нужен
1. Как вы понимаете, что такое религия? 2.Опишите структуру религии? 3.Что такое религиозное мировоззрение
|
Заполняют карточку | |
4. Практическая работа
(15 минут) |
Учащиеся выполняют задания практической работы индивидуально, меняясь по часовой стрелке.
На каждом столе лежит карточка с заданием, таблица
|
Выполняют по очереди все 5 заданий | |
5. Подведение итогов. Задание на дом
(2 мин). |
Домашнее задание: параграф 2
Оценки за урок |
||
6. Рефлексия.
(3 мин). |
Рефлексия:
— достигли ли цели урока? — какие затруднения возникли? — а сейчас я предлагаю оценить свои знания полученные на уроке (Цветок «Где Я?») |
Записывают на стикерах свои впечатления и наклеивают на соответствующий лепесток. |
Дата: Класс: 9 урок 3 | |||
Тема: Особенности мифологического сознания | |||
Цель:
Углубить знания учащихся о причинах появления религии в человеческом обществе. Охарактеризовать ранние формы религиозных верований. — Развивать познавательные способности учащихся, расширить кругозор учащихся. Ожидаемый результат: развивать внимание, любознательность, познавательный интерес, умение работать с текстом, делать выводы; воспитывать дисциплину, коллективизм. . |
|||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | наглядности | |
3 мин. | I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине». | Ученики осмысливают поставленную цель. Рисуют рисунки. | Бумага А4 |
5 мин.II. Проверка домашней работы. С помощью метода «КСО» осуществляет проверку домашней работы. Ученики демонстрируют свои знания, задают друг другу вопросы.
1. Как зародилась религия? 2.Что такое архаические культы и что относится к ним?
|
|||
20 мин. III. Осмысление новой информации.
С помощью метода «Подумать – сговориться — обсудить» осуществляет усвоение нового материала. Проводит игру «Хочу спросить» 1.Религия возникла, как стремление восстановить былое единство человека с Богом. Архаические верования можно признать самой ранней формой существования религии. Появление первых религиозных представлений ученые связывают с тем, что первобытные люди пытались объяснить явления природы.
Следующий этап работы учителя: устный опрос.
1. Назовите формы архаических верований? 2.Кому поклонялись люди в первобытном обществе?
Формы архаических верований Фетишизм Анимизм Магия Шаманизм Мифология Фетишизм — религиозное поклонение материальным предметам — фетишам, которым приписываются сверхъестественные свойства. Анимизм — вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы. Магия — понятие, используемое для описания системы мышления, при которой человек обращается к тайным силам с целью влияния на события, а также реального или кажущегося воздействия на состояние материи; символическое действие или бездействие, направленное на достижение определённой цели сверхъестественным путём Шамани́зм — устоявшееся в науке название комплекса представлений людей о способах осознанного и целенаправленного взаимодействия с трансцендентальным («потусторонним») миром, в первую очередь — с духами, которое осуществляет шаман. Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Мифоло́гия — наука, изучающая древний фольклор и народные сказания: мифы, эпосы, сказки.
В первобытном обществе люди верили в сверхъестественную силу своих обрядов, поклонялись предметам, растениям, животным и духам.
Интеллектуальная игра Правила игры: начинается словом «Старт» и заканчивается словом «Стоп». Упражнение: возьмите ручку и лист бумаги. Посередине листа напишите «Архаические верования». Обведите кружком и набросайте мысли, которые возникают у вас в связи с этим понятием. Фиксируйте их, рисуя кружки, записывайте в них одно-два слова. Соедините линиями логически связанные между собой понятия. Пусть ваши идеи ветвятся во всех направлениях. Пишите как можно быстрее до тех пор, пока мысли не перестанут приходить вам в голову. Анализ работы, комментирование учителя и учащихся. Формы архаических верований: Задание № 1. (Впишите в тетрадь к каким архаическим верованиям, относятся эти иллюстрации).
№1 № 2 № 3 № 4 №5
Задание № 2 . Сохранились ли сейчас пережитки древних культов? Что означает слово оккультизм в современном мире?
Выступления учащихся. Обобщая ответы, учитель говорит о том, что сегодня пережитки древних культов продолжают жить самостоятельно, но, однако обществом они воспринимаются как суеверия и оккультизм. Оккультизм-это вера в возможность влияния на человека, общество и окружающий мир с помощью таинственных сил, с помощью духов, через обряды, предметы и животных, наделенных сверхъестественными возможностями. В современном мире его влияние обнаруживается в деятельности всевозможных колдунов, магов, знахарей, предсказателей, целителей и т.д.
|
Учебник
|
||
10 мин. |
IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока.
1. Что означает слово оккультизм? 2.Охарактеризуйте ранние формы религиозных верований? 3. В чем заключается связь мифологии и религии?
|
Учащиеся отвечают на разноуровневые вопросы. Работают с тестовыми вопросами. | Тестовые вопросы |
5 мин. | V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о спряжении глаголов. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма») |
Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.
|
стикеры
фишки |
2 мин. | VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. | Записывают домашнюю работу в дневниках. |
|
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________