ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 1 КЛАСС ССП СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЛАН

Понедельник, 28 Ноябрь, 2016

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ 1 КЛАСС ССП СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПЛАН

www.sabaktar.kz

Среднесрочные планы

 

Естествознание Начальная школа 1 класс

1 четверть

 

 

 

 

1 четверть

Раздел 1 Я – исследователь. Роль науки и исследователей. Методы познания природы
Рекомендуемые предварительные знания
Учащиеся должны уметь называть некоторые природные явления и объекты окружающего мира.
Контекст
В контексте раздела учащиеся узнают значение наблюдений за окружающим миром для научных открытий, сделанными человеком, о способах исследования окружающего мира: наблюдение и эксперимент, применяя их на практике в виде несложных действий.. Это дает хорошие возможности для межпредметной связи с предметами «Изобразительное искусство» (рисование в результате наблюдений) и «Математика» (счет и цифры).
Языковые цели данного раздела

Пример языковой цели по использованию соответствующего академического языка для учащихся представлен ниже.

 

Цель обучения по предмету Языковая цель обучения Предметная лексика и терминология Серия полезных фраз для диалога/письма
Учащиеся будут:

·      Объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира

·      знать понятие «наблюдение»

Учащиеся будут:

·      обсуждать значение наблюдений за объектами окружающего мира для развития науки и техники

·      рассказывать друг другу о наблюдениях  за окружающим миром из своей жизни

Включают следующие термины и словосочетания:

явления природы, объекты окружающего мира, дождь, снег, гром, молния, град, живые организмы, наука, техника, жизнь человека;

наблюдение, эксперимент, наблюдатель, объект исследования, средства исследования

 

 

Вопросы для обсуждения:

·      Почему мы интересуемся происходящим в природе?

·      Насколько наблюдения в природе помогают человеку делать открытия?

·      Выслушайте предположения друг друга.

·      Что обозначает слово «наблюдение»?

·      Как наблюдатель наблюдает за окружающим миром?

·      Кто может выступать в роли наблюдателя?

·      Зачем люди наблюдают за окружающим миром?

·      Почему наблюдения помогают человеку делать открытия?

Для постановки других языковых целей и для дополнительных инструкций по целям преподавания языка, которые относятся к преподаванию и обучению академическому языку, см. «О языковых целях» выше.
Краткий обзор
Учащиеся будут расширять свои познания о явлениях живой природы, о методах познания природы. Они начнут соотносить открытия в науке с наблюдениями и исследованиями, проводимыми человеком, начнут сравнивать результаты наблюдений и экспериментов, определяя объект наблюдения, наблюдателя и средства исследования.

 

Ссылка на учебную программу Цели обучения Рекомендуемые  виды  деятельности на уроке Заметки для учителя (по методике преподавания) Учебные ресурсы
1.1 Роль науки и исследователей 1.1.1.1 объяснять необходимость изучения явлений, процессов и объектов окружающего мира   (Д) Предложите учащимся рассмотреть видеофрагмент или рисунки с изображением птицы и самолета, медузы и ракеты, рыбы и подводной лодки, молнии и электричества. Обсудите с учащимся, насколько наблюдения за объектами живой природы повлияли на открытия в науке и техники для человека.

(Г) Раздайте группам по одному рисунку с изображением летящей птицы под грозовым дождем. Предложите определить по рисунку объект живой природы (птицу), явление (дождь) и процесс (движение, дыхание птицы).

(Г) Предложите учащимся в группах рассмотреть набор рисунков с изображением явлений, процессов и объектов окружающего мира. Попросите учащихся разделить рисунки на две группы: объекты живой природы и явления. По завершению работы необходимо, чтобы учащиеся аргументировали свой выбор.

(К) Предложите учащимся сыграть в игру «Да-Нет». В качестве утверждений подберите факты о необычных явлениях и объектах окружающего мира. К примеру:

·         При запыленности атмосферы, повышенной влажности или по другим причинам Луна иногда выглядит окрашенной.

·         Алмазная пыль — это замороженные капельки воды, рассеивающие свет Солнца.

 

При рассмотрении рисунков птицы и самолета, рыбы и лодки необходимо обратить внимание на обтекаемую форму тела; медузы и ракеты на движение; молнии и электричества на электрические разряды.

Необходимо помочь учащимся сформировать понятийный аппарат об объектах живой природы, процессах и явлений, происходящими в ней.

Рисунки могут быть сделаны самими учащимися заранее, в виде домашнего задания.

Для игры разместите в противоположных сторонах учебного кабинета листы бумаги с надписями «Да» и «Нет». Зачитывая классу утверждения о явлениях, процессах и объектах окружающего мира, учащиеся должны определить верные, встав рядом с надписью «Да».

Навыки:

Наблюдение

·         находить соответствие между объектами живой природы и открытиями человека

Планирование исследовательской деятельности (в группе)

  • определяют по рисунку объекты и явления живой природы
Рисунки птиц, самолетов, медуз, ракет, рыб, подводных лодок, изображение молнии и электрических разрядов.

 

 

 

 

Рисунки с изображением летящей птицы в грозу под дождем

 

 

 

 

Набор рисунков объектов окружающего мира и явлений природы

 

 

 

Надписи «Да», «Нет». Подборка интересных фактов о необычных явлениях природы.

 

 

Ссылка на учебную программу Цели обучения Рекомендуемые  виды деятельности на уроке Заметки для учителя (по методике преподавания) Учебные ресурсы
1.2 Методы познания природы 1.1.2.1проводить наблюдения за явлениями окружающего мира

 

(К) Объясните учащимся, что наблюдение — это способ исследования (метод научного исследования). В процессе наблюдения всегда имеется наблюдатель, объект исследования и средства исследования.

(Г) Предложите учащимся сыграть в игру «Следопыт». Все учащиеся выступают в роли следопытов (наблюдателей). У каждой группы имеется свой набор рисунков со средствами исследования (например: бинокль, фотоаппарат, микроскоп, лупа, линейка, весы). Учитель предлагает объект исследования (например: птица, змея, дерево, корнеплод моркови, грецкий орех), а учащиеся определяют сообща средство исследования.

(Д) Предложите учащимся рассмотреть рисунки или видеосюжет об орнитологах.

(Г) Организуйте в классе между группами игру «Почемучка». Для этого возьмите большой куб (можно в виде мягкой игрушки) и разместите на его сторонах вопросы:

·         Что обозначает слово «орнитолог»?

·         Как орнитолог наблюдает за птицами?

·         Кто в природе наблюдает за птицами?

·         Зачем орнитологи наблюдают за птицами?

·         Почему профессия орнитолог важная?

·         Почему наблюдения за птицами помогают человеку делать открытия?

(П) Предложите учащимся в парах рассказать друг другу о примерах из своей жизни о наблюдениях. Пусть учащиеся поделятся за кем, когда, как и для чего они наблюдали.

Объяснение можно представить в виде презентации в программе Power Point или используя видеоролики/анимационные фильмы. Визуализация материала предоставит равную возможность учащимся с разными типами восприятия информации.

Рисунки можно заменить на натуральные объекты живой природы в виде гербария, муляжей, чучел животных, а также натуральные средства исследования: микроскоп, лупа, линейка, весы, бинокль, фотоаппарат.

Сюжет или рисунки должны быть красочными и понятными для учащихся.

Упражнение основывается на стратегию «Кубизм» критического мышления, которая предполагает написание различных вопросов на грани куба. Учащиеся получают вопрос, выкидывая куб. Вопросы на кубе можно зашифровать цифрами, которые соответствуют вопросам. В ходе игры учитель зачитает эти вопросы

Вопросы для обсуждения можно записать на доске, а можно предоставить учащимся полную свободу для размышления, не ограничивая их вопросами.

Навыки:

Наблюдение

·         определять наблюдателя, объект наблюдения и средства исследования;

Планирование исследовательской деятельности (в группе)

  • проводить наблюдения за явлениями окружающего мира
Барбоскины — Научные исследования (мультфильм)

 

 

 

Рисунки: бинокль, фотоаппарат, микроскоп, лупа, линейка, весы, : птица, змея, дерево, корнеплод моркови, грецкий орех.

 

 

 

 

 

 

Видео об орнитологах на каз.языке https://www.youtube.com/watch?v=vhtu0dNKhaQ

на рус.языке https://www.youtube.com/watch?v=7ZYhCZge0TQ

 

Картонный или мягкий куб с номерами вопросов.

 

 

 

 

 

 

1.1.2.1проводить наблюдения за явлениями окружающего мира

 

(Э) Предложите учащимся пронаблюдать за явлениями окружающего мира. Для этого организуется экскурсия на пришкольный участок для игры «Разведчики». Каждый разведчик берет в поход одно из средств исследования (бинокль, лупу, линейку). Задача «разведчиков» — обратить внимание на изменения, которые произошли в природе с известными учащимся цветами, деревьями, кустарниками.

(Э) Предложите учащимся пронаблюдать за изменением температуры воды под воздействием солнечных лучей. Для этого поместите стакан с водой на окно под прямые солнечные лучи. Попросите учащихся измерять температуру через определенный промежуток времени (3-5 минут). Можно повторить наблюдения, используя песок.

(Э, Г) Попросите учащихся описать погодные условия за окном учебного кабинета, используя стандартные условные знаки для обозначения погоды.

(И) Предложите учащимся провести конференцию «Юный метеоролог». Каждый учащийся для конференции готовит постер с иллюстрацией одного признака улучшения или ухудшения погодных условий. По завершению конференции предложите учащимся пронаблюдать за погодными условиями и попрактиковаться в предсказании в их изменении.

Перед экскурсией необходимо провести с учащимися инструктаж по технике безопасности.

В ходе экскурсии учащиеся могут пронаблюдать за изменениями в животном мире.

Данное исследование можно провести в группах, раздав, к примеру, мерные стаканы с водой с разным объемом. В этом случае можно пронаблюдать разную скорость нагревания воды в зависимости от объема.

Стандартные условные знаки для обозначения погоды:

К конференции можно привлечь местное сообщество: старшеклассников, родителей и учителей. Учащиеся, испытывающие трудности, могут выступать в группах. Форму проведения урока можно выбрать также в виде «Тура по галерее», когда работы учащихся развешиваются по учебному кабинету.

Навыки:

Наблюдение

·         Проводить наблюдения за изменениями в природе;

Планирование исследовательской деятельности (в группе)

  • Планируют исследование изменения температуры воды
Средства исследования: бинокль, лупа, линейка, бумага, карандаши для рисования.

 

 

 

 

 

 

 

Мерные стаканы (преимущественно пластмассовые), термометры (преимущество электрические).

 

 

 

 

Листы бумаги, дневники наблюдений, бинокли.

 

 

 

Постеры, маркеры, скотч.

1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент

 

(К) Объясните учащимся, что эксперимент, как и наблюдение — это способ исследования (метод научного исследования). Необходимо обратить внимание учащихся на то, что эксперимент — это активный способ исследования.

(Д) Предложите учащимся просмотреть видеофрагменты о наблюдениях орнитологов за птицами и простых экспериментах  по химии.

(К) Обсудите с учащимися отличия эксперимента от наблюдения. Предложите учащимся ответить на вопросы:

Что такое эксперимент?

Приведите примеры экспериментов.

В какой области  человеческой деятельности можно применять эксперименты?

Сравните эксперимент и наблюдение.

Как можно эксперимент и наблюдение использовать на благо человека?

Почему эксперимент может дать больше информацию человеку, чем наблюдение?

(Г) Предложите учащимся придумать свои  эксперименты. Например, по определению растворимости веществ в воде или нагреванию различных жидкостей.

 

Для глубокого понимания определения «эксперимент», можно продемонстрировать учащимся пример эксперимента и наблюдения.

Видеофрагменты можно заменить рисунками, фотографиями или инсценировкой, которую заранее можно приготовить  совместно с учащимися.

При составлении вопросов опирайтесь на таксономию Блума, дабы способствовать развитию критического мышления учащихся с учетом инклюзивности образовательного процесса

При выполнении задания необходимо учитывать зону ближайшего развития учащихся. Для этого продумайте для них подмостки.

Навыки:

Наблюдение

Проводить наблюдения за изменениями в природе;

Планирование исследовательской деятельности (в группе)

Планируют эксперименты

 

 

 

 

 

 

Простые химические опыты для детей: http://www.tavika.ru/2011/04/blog-post_13.html

Как стать орнитологом: https://www.youtube.com/watch?v=jZuDr2v6WkU

 

 

1.1.2.2 объяснять демонстрируемый эксперимент

 

 

(Э) Предложите учащимся эксперимент по определению крахмала (сложного углевода) в продуктах питания. Для этого возьмите с учащимися не менее пяти образцов различных продуктов питания, измельчите их, смешайте с небольшим количеством воды и капните туда несколько капель раствора йода (5%). Цвет окрашивания свидетельствует о присутствии в растворе  крахмала – от голубого (низкая концентрация) до темно-синего (высокая концентрация).

(Г,Э) Предложите учащимся в группах провести несложный эксперимент, основанный на различной плотности веществ. Каждой группе раздайте по четыре стакана. Первый стакан с 50 мл подкрашенной водой, второй стакан – с 50 мл подсолнечного масла, третий стакан – с 50 мл сиропа, четвертый стакан (большой) – пустой.

Предложите ребятам предположить, что произойдет, если все жидкости слить в один стакан.  После обсуждения ожидаемых результатов эксперимента, предложите его провести. В итоге экспериментов должна получиться следующая картина: сироп, как самая плотная жидкость, осядет на дно, посередине окажется вода, а масло всплывет наверх.

(Г,Э) Предложите учащимся в парах провести эксперимент по поглощению тепла водой. Для этого раздайте каждой группе учащихся по два воздушных резиновых шарика. В один наберите воды, а другой надуйте. Сначала пусть учащиеся подержат над свечой в подсвечнике воздушный шарик с воздухом, а потом с водой. Учащиеся отметят, что шарик с водой не лопается. Дайте время на идеи и выслушивание их аргументов. Объясните, что вода, находящаяся в шарике, поглощает тепло, выделяемое свечой. Поэтому сам шарик гореть не будет и, следовательно, не лопнет.

В качестве образцов продуктов питания рекомендуем: мука, фруктовый сок, молоко, растительное масло, рис.

В процессе подготовки к экспериментам, обсудите с учащимися правила соблюдения техники безопасности. Обеспечьте наличие у каждого учащегося фартука или халата.

В результате у детей в процессе игры формируется понятие о различной плотности  жидкостей.

В процессе подготовки к экспериментам, обсудите с учащимися правила соблюдения техники безопасности. Обеспечьте наличие у каждого учащегося фартука или халата. В связи с наличием в эксперименте открытого огня можно провести эксперимент в виде демонстрации, затем предложив в группах обсудить его результаты.

 

Планирование исследовательской деятельности (в группе)

•           обсуждать, как найти ответы на вопросы: «Почему воздушный шарик с водой не лопается над прямым огнем»?

Получение и представление данных

Объяснение результатов

•           определять причины изменения окраски растворов

Ступа, песта, раствор йода 5%, пипетка, чашки Петри, пинцет, мерные стаканы, вода.

 

 

 

Три мерных стакана по 100 мл, один мерный стакан на 500 мл, 50 мл подкрашенной воды, 50 мл подсолнечного масла, 50 мл стакана сиропа.

 

 

 

 

5 простых опытов, которые стоит показывать детям:

http://www.adme.ru/zhizn-nauka/5-prostyh-opytov-kotorye-stoit-pokazat-detyam-897310/

Воздушные резиновые шарики, вода, спички, свечи, подсвечники.

  • Адрес электронной почты не публикуется. Обязательные поля отмечены *