ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ИЗО 6 КЛАСС КСП КРАТКОСРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

Воскресенье, 13 Ноябрь, 2016

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО ИЗО 6 КЛАСС КСП КРАТКОСРОЧНЫЕ ПЛАНЫ

www.sabaktar.kz

Предмет Класс     6 Дата № урока   1
Тема занятия

Живопись.Истоки изобразительного искусства.Как появилось изобразительное искусство

Ссылки, источники

Учебник «ИЗО», методическое руководство к учебнику,, дополнительная литература

Общая цель . формирование знаний об истоках изобразительного искусства;

развивать умение анализировать, понимать смысл произведений;

развивать фантазию. прививать интерес к предмету.

 

Результаты обучения Научатся синтезировать  все полученные знания;

Научатся анализировать, рассуждать,  обобщать и работать в группе

Ключевые  идеи значимые для урока Знания: 

1.Знать о жизни  и  творчестве Дины Нурпеисовой и Жамбыла

2.Знать, каковы их заслуги в культуре казахского народа, как увековечена память.

Умения:

1.Уметь сопоставлять творчество разных композиторов на уровне учитель-ученик.

2. Уметь в просмотренном видео материале выделять главное, записывать в тетрадь.

3.Уметь сделать выводы о том, какую роль играет в жизни человека учитель.

Навыки:

1.Навыки на слух анализировать материал из док/фильма

Этапы

Время

Виды занятий и действия участников занятия

Процесс оценивания

1. Организация  класса

1. Эмоциональный настрой на урок

Раздается лист самооценивания

2Актуализация действий (вызов)

2. Работа по группам

-вспоминаем литературные приемы (каждая группа рассказывает об одном лит. приеме)

3. Проверка домашнего задания

 

Формативно (фишки)

3 Изучение нового материала

(понимание)

4. Объяснение  материала учителем.

 

Первобытное искусство возникло на заре заре человеческой истории и в основном являются частью магических обрядов. Древнему охотнику казалось, что если он изобразит на стенах пещеры сцены охоты на мамонта, лошадь, архара, то охота на них и в действительности будет удачной. Так появились петроглифы-изображения на стенах пещер и камнях, выполненные краской, резьбой, рельефом.

Первые петроглифы появились в каменном веке в палеолите свыше 2 млн. – 6 тыс. лет назад

Вначале человек исследовал наиболее важные для него объекты, например животных, которые давали охотникам все необходимое для жизни. Затем появляются статуэтки: вначале- женские «Венеры», позднее мужские изображения.

У самых истоков изобразительной деятельности появляется и орнамент. Сначала в виде прямых, волнистых линий и точек, затем стали использоваться спирали, кресты, треугольники. И наконец- фигурки животных, людей, элементы растений.

С развитием ремесел, появлением новых орудий труда в наскальном искусстве изображение человека уже занимает центральное место. Если раньше первобытные художники большое внимание уделяли цвету и объему, то теперь — действию и движению. В пещерной живописи стали преобладать многофигурные композиции, воспроизводящие сцены из жизни охотников, диких и домашних животных.

Рисунки, обнаруженные в пещерах Испании, Франции, на скалах Сахары, Карелии, Казахстана, а также многочисленные скульптурные изображения, убеждают нас в том, что древние художники обладали исключительным даром наблюдательности и большим мастерством в изображении животных, людей, сцен охоты.

На территории Казахстана сохранились уникальные памятники изобразительного искусства- наскальные изображения нескольких эпох. Как правило, они расположены в горах, на перевалах, на склонах сопок. Наиболее известные Арпаузень в горах Каратау, Тамгалы и Ешкиольмес в Жетысу. Некоторые наскальные галереи содержат до 10 000 изображений. Эти природные храмы под открытым небом дают ценную информацию о древних верованиях, мифологии и первобытном искусстве.

Особый интерес вызывают изображения солярных божеств в урочище Тамгалы.

Первые сведения о петроглифах Казахстана собрал известный казахский ученный, этнограф и путешественник Ш. Уалиханов

Формативно

 

 

Лист самооценивая

4Первичное закрепление знаний (применение)

 

Постановка художественной задачи.

Нарисовать петроглиф о современном мире.

 Практическое выполнение задания.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1.         контроль организации рабочего места;

2.         оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение;

3.         контроль объема и качества выполненной работы.

формативно

5 Самостоятельная работа (анализ)

1 Работа в группах

 (составить диаграмму Венна)

Жамбыл

 

Дина

 

 

 

 


-выборочное чтение по опорным словам.

 

 

 

Работа над произведением.  Для всех групп

Прием «Синквейн»

1. Дети возвращаются к таблице «Верю не верю», корректируют свои знания.

2. Прием синквейн

1 -3 группа

Исскуство

2 — группа

Живопись

1

2

 

1

2

 

 

 

 

формативно

6. Совместная работа с классом

 .

*Ответьте на вопросы учебника

1 группа

2 группа

3 группа:

 

 

7 Синтез (обобщение и закрепление)

 

 

13. Ответь на вопросы

-чему учит музыка?

-назовите основную мысль исскуства

формативно

 

8 Рефлексия

-Что делали на уроке?

-Какое чувство осталось после урока?

-Оцените свою работу  на уроке

самооценивание

Ресурсы оснащения

Рабочие тетради , картинки степей, альбомные листы, фломастеры

Последующие задания и чтение (д/з)

прочитать

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                                                 Класс: 6  урок 2
Тема: Школа искусства в Древнем Египете

Цель

Создать условия для осознанного, познавательного выбора знаний по изученной теме. Познакомить с характерными особенностями науки, искусства, религии Древнего Египта.

Задачи: Образовательная- Выяснить каким образом достижения развития египетской культуры повлияли на развитие мировой культуры и уровень усвоения изученной темы.

Развивающая:Развить уменияработы с источниками выполняя творческие задания и навыки логического мышления..

Ожидаемый результат: умения выполнять проблемные задания, составлять сообщения, выполнять тесты, определять художественные достоинства произведений искусства, составление словаря урока, навыков смыслового чтения
 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине». Ученики осмысливают поставленную цель. Рисуют рисунки.

Бумага А4

5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «КСО» осуществляет проверку домашней  работы.

Задание  №1.

 Составить   по  2  вопроса  и  задать  друг  другу.    (Работа   в  паре.)

Ученики демонстрируют свои знания, задают друг другу вопросы.

20 мин. III. Осмысление новой информации.

С помощью метода «Подумать – сговориться — обсудить» осуществляет усвоение нового материала.

Узкая долина Нила среди безводных пустынь и голых скал. Но благодаря разливам Нила земля эта – одна из плодороднейших в мире. Надо только уметь задерживать воды и совершенствовать земледелие. А это требует организованности, сплоченности в сильном рабовладельческом государстве.

 

(Фрагмент видеофильма «Художественная культура Древнего Египта»)

 

Учитель объясняет новый материал с опорой на авторскую электронную презентацию.

Обучающиеся в ходе объяснения составляют опорный конспект, используя материал презентации, видеофильма и учебника.

 

Историю древнего Египта принято подразделять на следующие периоды:

 

Додинастический (4 тысячелетие до н.э.)

Древнее царство (3200 – 2400 годы до н.э.)

Среднее царство (XXI век – начало XIX века до н.э.)

Новое царство (XVI – XII века до н.э)

Позднее время (XI в. – 332 год до н.э)

 

Значение египетской культуры. Периодизация. Территория Древнего Египта (от Древнего царства до Нового времени) (Слайды 1, 2, 3).

В отдельных странах древнего мира овладение грамотой требовало довольно сложных графических навыков. Так было и в Египте (Китае, Японии, Индии).

Египетская культура развивалась медленно. Сложившиеся в древности каноны, правила и традиции, сохранялись тысячелетиями, передавались из поколения в поколение.

Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и в живописи, поз и жестов к круглой скульптуре.

На протяжении веков в египетском искусстве отбирались наиболее совершенные способы изображения и выразительные средства. В пределах канонов мастера сумели передать сложный и величавый образ человека, отразить богатство мифологических представлений. (Слайд 4)

 

Эпоха Древнего царства. Характерные особенности. («Триада Менкаура»).

Столицей Египта в то время был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы – Каира. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников.

В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки – гробницы фараонов, пирамиды.

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизе является полное освоение и конструктивной роли камня и его декоративных возможностей.

В пирамидных храмах впервые в Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми стволами и простыми абаками, то в виде четырехгранных столпов. Зодчие умело пользуются сочетаниями отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами. Аналогичное оформление зала нижнего храма составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера

Считалось, что душа за неимением тела (если мумификация окажется несовершенной) может войти в статую и оживить ее, благодаря чему загробная жизнь умершего будет продолжаться. Следовательно, большую роль в искусстве Египта играла скульптура, а ваятель пользовался почетом и назывался «санх», что значит «творящий жизнь».

Канон в египетской скульптуре

Особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинкса – фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Сфинксы были первыми царскими статуями, стоявшими вне храмов и, таким образом, доступными для обозрения народных масс, на которых они должны были производить впечатление сверхъестественной и потому неодолимой силы фараона. Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и вообще в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс, находящийся у нижнего заупокойного храма Хафра.

езко противоположны по своему характеру статуям царей и вельмож статуэтки слуг и рабов («ушебти»), помещавшиеся в гробницы знати для обслуживания умерших вельмож в загробной жизни. Сделанные из камня, а иногда из дерева и ярко раскрашенные, эти статуэтки изображают людей, занятых различными работами: мы найдем здесь и земледельца с мотыгой, и ткачей, и носильщиков, и гребцов, и поваров. Выполненные вне требований канона, самыми простыми средствами, эти статуэтки отличаются яркой выразительностью. Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь в данный период были выработаны основные принципы дальнейшего развития этих видов искусства. В Древнем царстве уже применялись оба вида египетского рельефа – и более распространенный барельеф и свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений.

Вырабатываются характерные для египетского искусства приемы расположения фигур на плоскости. Широкие и сильные плечи развертываются в фас, ноги и голова с острыми чертами лица – в профиль. Значительность фараона подчеркивается его размерами.

Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, один эпизод под другим, отчего воспринимается подобно рассказу, развертывающемуся в строгой последовательности.

Широкое распространение получили ремесло и мелкая раскрашенная пластика. Росписи выполнялись темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетался в них с зеленью трав, белизной одежд, синевой цветов

Задание.

-к какому виду культуры относится данный текст?

-подчеркните новые слова в тексте и объясните их значение.

-выбери по теме картины и подготовь постер.

-подготовьте презентацию по теме.

Древние египтяне свои мысли передавали в виде рисунков- иероглифов. Их число достигало 750. Рисунки- письмена читались справа на лево. Затем их заменили алфавитом из 24 букв. Писали на папирусе, который рос по берегам Нила. Книги были в виде свитков длиной до 45 метров. Дети знатных людей учились в школе. Развивалась арифметика и геометрия. Египтяне могли вычислить площадь и объём, знали четыре математических действия. У них была развита астрономия, календарь состоял из 365 дней, имели солнечные и водяные часы. Врачи лечили болезни желудочно-кишечного тракта, органов дыхания, зрения, делали снадобья из трав. Делали сложные операции медицинскими инструментами.

Задание.

-к какому виду культуры относится данный текст?

-подчеркните новые слова в тексте и объясните их значение.

-выбери по теме картины и подготовь постер.

-подготовьте презентацию по теме.

В Древнем Египте написано много литературных произведений-легенд и мифов. Миф « об Осирисе и Исиде» рассказывает о доброте и преданности, борьбе добра со злом. У египетской бедноты было много пословиц и поговорок. Архитектура поражала воображение человека. Величественные храмы украшались скульптурами богов и сфинксов при входе. Стены расписаны живописными картинами из жизни богов и фараонов. Много сцен охоты. Краски, изготовленные из трав, до сих пор не потеряли свой блеск. Формы колон храмов не повторялись. Особенно величественен храм в Фивах, который строили 80 тысяч рабов.

Задание.

-к какому виду культуры относится данный текст?

-подчеркните новые слова в тексте и объясните их значение.

-выбери по теме картины и подготовь постер.

-подготовьте презентацию по теме.

Древние египтяне поклонялись многим богам. Главным богом был бог солнца Ра. Поклонялись богу неба- Нут, земли-Гебу, богине Нила- Хапи. Особо почитался бог мудрости – Тот. Поземным миром распоряжался Осирис. Их изображали с телом человека и головой животного или птицы. Олицетворением Бога на земле был фараон. В честь богов строили храмы, у каждого бога был свой храм. Верили в загробную жизнь. Еще при жизни фараоны строили пирамиды и знатные люди гробницы-усыпальницы. Самая большая пирамида фараона Хеопса была высотой 150 метров. Долину пирамид охранял сфинкс с телом льва и головой человека.

Защита групп по своей теме.

Оценивание работ в группах по заранее подготовленным критериям.

: Какой внесла вклад Египетская культура в сокровищницу мировой культуры.

На доске вывод о вкладе Египетской культуры в мировую культуру.

Последующее задания и чтение: П.7-8. Написать эссе о достижениях египетской культуры и ее вкладе в мировой культуру.

Ответить на вопросы:

Какие виды искусства получили развитие в древнем Египте? Что повлияло на их развитие?

Какие произведения древнеегипетского искусства вам запомнились? Какое впечатление они на вас произвели?

Каким правилам (канонам) следовали египетские мастера?

Какое произведение искусства Древнего Египта вы взяли бы в наше время? Почему?

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока. Предлагает ученикам тестовые вопросы.

Вопросы для закрепления

Где расположен Египет?

На какие периоды принято подразделять историю и культуру Египта?

Расскажите об общественном строе в Египте.

Какое вероучение возникло в Египте?

Какой памятник Древнего Египта знаменует рождение стиля?

В чем заключается этот стиль?

Каким был темп развития искусства Древнего Египта?

Расскажите о пирамидах.

Что представляет собой сфинкс?

Расскажите, используя примеры, о каноне в египетской скульптуре.

О чем рассказывают нам росписи заупокойных храмов?

Как развертывается сюжет в рельефе и в живописи?

Тест по социальному строю Египта.

 1.Рабов в Египте называли:

 А)живые и мертвые Б)живыми убитыми В) мертвыми убитыми

 2.Сады и огороды орошали из построенных колодцев:

 А) канал Б) арык В) шадуф

 3.Очищенное зерно складывали; А) склад Б) закрома В) подпол

 4.Ткачи, плотники, каменотесы-это: А) крестьяне Б) ремесленники В) воины

 5.Он сидел на троне, в руках держал жезл власти и плеть:

 А) воин Б) фараон В) вельможа

 6.Самые знатные люди А) Вельможа Б) судья В) администратор

 7.Основную часть войска составляли:

 А) конница Б) колесничие В) пешие воины.

 8. В 1500-х г. до нашей эры завоевательные походы в Юго-Западную Азию совершил фараон

 А) Тутмос 3. Б) Менес В) Аменхотеп 1

 9. В Малой Азии египтяне захватили

 А) Нубию и Вавилон Б) Грецию и Рим В) Сирию и Палестину.

 10. Ассирия, Вавилон, Хетское государство Египту А) объявили войну Б) платили дань В) предложили дружбу.

 Взаимопроверка работ. Ответы: (ученики проверяют работы друг у друга по выведенным на интерактивную доску ответам):

 1-б 2-в 3-б 4-б 5-б 6-в 7-в 8-а 9-в 10-б

Учащиеся отвечают на  разноуровневые вопросы. Работают с тестовыми вопросами.

Тестовые вопросы

5 мин. V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о спряжении глаголов. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма») Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.

 

 

стикеры

 

фишки

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема Живопись. Виды живопись.  Урок 3
Цель Формирование художественно-творческой активности личности, воспитание интереса к предмету, знакомство учащихся с видами пейзажа.

Задачи:

Личностные:

Формирование основ экологической культуры

Развивать эстетическое сознание через освоение творческой деятельности эстетического характера

Ожидаемый результат умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

Содействовать развитию эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, чувственно-эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать своё отношение художественными средствами

Упражнять обучающихся в использовании различных материалов и средств художественной выразительности, для передачи замысла в собственной деятельности,

 

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
Организационный этап Организация местоположения каждого ученика. Занимают свои места, приветствуют присутствующих.
Этап мотивации и  актуализации знаний

 

Учитель предлагает найти содержание темы урока.

На сегодняшнем уроке  продолжим изучение раздела «Образный язык искусства»

Эпиграф сегодняшнего урока будут слова Леонардо да Винчи

«Живопись спорит и соревнуется с природой».

 

Давайте вспомним, что такое живопись (ответ детей)

 

Слово «Живопись» произошло от старинного русского выражения «писать с живства»

Как вы думаете, что означает это выражение?

 

— Писать с Живства, то есть писать с натуры. Художник переносит на полотно черты позирующего ему человека или окружающей природы.

 

— Я хочу вам напомнить стихи-загадки из мультфильма «Картина»

— Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней или сад и облака,

Или снежная равнина или поле и шалаш

Обязательно картина называется …

— Что такое пейзаж?

 

— пейзаж – это жанр изобразительного искусства, в котором изображают природу

-Кто услышал тему урока?

 

Ученики формулируют содержание темы урока

 

 

 

 

 

 

—  живопись это вид изобразительного искусства основной художественной выразительности языка живописи является цвет.

 

 

— ответ учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— пейзаж

 

— ответы учащихся

 

 

Пейзаж в живописи.

Постановка учебной задачи

 

 

 

Учитель активизирует знания учащихся, создаёт проблемную ситуацию.

— Как вы считаете, что вам предстоит узнать о пейзаже?

— Как вы думаете, о чём ещё мы будем говорить?

 

 

Ученики ставят перед собой задачу, называют тему, используют ассоциации.

 

 

 

 

 

«Открытие» обучающимися нового знания

 

Учитель организует учащихся по исследованию проблемной ситуации.

 

— Назовите известные вам картины пейзаж и художников написавших их.

 

 

Ученики отвечают на поставленные вопросы.

 

 

 

Первичное закрепление

 

Учитель устанавливает осознанность восприятия.  Предлагает посмотреть слайды презентации.

 

Какие краски использует художник  для создания веселого, легкого настроения картины?

А для передачи грустного настроения картины?

Как художник изображает предметы находящиеся на переднем плане картины и на заднем? Почему?

Как вы понимаете слова Р. Г.де ла Серна

«Пейзажист может работать спокойно — природа никогда не настаивает на сходстве»?

Просмотр учащимися презентации, отвечают на вопросы.
Динамическая пауза

 

  Выполнение движений в соответствии с презентацией

 

Творческая практическая деятельность.

 

Учитель организует деятельность по применению новых знаний.

 

— Написать этюд с пейзажным мотивом «Закат над рекой»

 

Учитель показывает слайды презентации.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы.

Вопросы для закрепление урока:

1. Какой цвет помогает передать таинственность?

2. Если в краски добавить белый цвет,  как

    изменится   настроение в картине?

3. Какого цвета радость?

4. Как погасить яркий цвет? Какое настроение

                                              передают такие краски?

5. Вы  умеете любоваться  красотой природы и

    замечать,  как изменчива  она?

 

 

Учащиеся выполняют творческое задание.
Рефлексия деятельности

 

Учитель организует рефлексию.

 

Закончить фразу:

-Я знаю…

-Я понимаю…

-Для меня было открытием…

-У меня получилось…

-Мне понравилось…

— Было ли мне комфортно заниматься, с каким настроением я работал, доволен ли я собой?

 

В заключительном слове учитель возвращается к эпиграфу.

 

 Дети осуществляют самооценку собственной деятельности.

Делают вывод,

что каждый художник по-своему видит окружающий мир, и все что ни есть, может стать предметом изображения

Домашнее задание Нарисовать этюд с пейзажным мотивом «Перед грозой»  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема Жанры живописи  Урок 4
Цель познакомить учащихся с основными жанрами живописи (пейзаж, портрет, натюрморт). Развивать познавательные потребности, интересы, творческое мышление. Показать связь предметов (изобразительное искусство, литература), через интеграцию предметов. Познакомить учащихся с новыми понятиями (жанр, композиция).  Развитие взаимоконтроля, чувства сопереживания, коллективизма.

 

Ожидаемый результат научатся обобщать образ человека в портретах разных эпох, определять роль и место портрета в истории искусства, устанавливать аналогии по видам, строить логически обоснованные рассуждения.

научатся определять цель, участвовать в диалоге с учителем, излагать своё мнение; создавать устные тексты для решения учебной задачи; планировать деятельность, работать по плану; определять способы достижения цели; излагать своё мнение, принимать позицию одноклассников.

проявляют интерес к изучению нового материала, познавательную активность; осознают свои эмоции; вырабатывают свои мировоззренческие позиции; аргументировано оценивают свои работы и работы одноклассников

Этапы урока Деятельность учителя

 

 

Деятельность учащихся
1. Организационный момент — Здравствуйте , ребята. Садитесь.

— Признаком хорошего настроения является улыбка.

— Улыбнитесь друг другу и мне.

— Я желаю вам , чтобы такое настроение сохранилось до

конца урока.

— Желаю удачи!

 

Приветствуют учителя.

Садятся на места.

Улыбаются.

2.Мотивация учебной деятельности.

 

— Что мы изучали на предыдущих уроках?

— Что такое портрет?

— Что вкладывает художник в изображение человека?

 

— портрет

— портрет – это изображение человека; это жанр изобразительного искусства.

 

3.Актуализация ранее изученных знаний.  

Итак,  в  течение нескольких  уроков мы с вами узнавали об этапах развития портрета, истории возникновения портрета, некоторых особенностях портретов разных портретов разных эпох.

— Сегодня я предлагаю  вам разделиться на группы.

Каждая группа получит по конверту с заданиями на повторение.                                                                                     Задание: Необходимо правильно определить №  репродукции , который будет соответствовать  виду портрета.

Карточка – задание                           

  1. Исторический портрет –
  2. Портрет-картина –
  3. Групповой портрет –
  4. Автопортрет –
  5. Крестьянский портрет –
  6. Профессиональный портрет –
  7. Парадный портрет —
  8. Камерный портрет:

А) поясной –

Б) погрудный –

В) по плечи –

Г) во весь рост –

  1. сатирический портрет –

 

Учащиеся разделились на 4 группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание учителя, определяют виды портретов.

4.Постановка учебной задачи — Посмотрите на доску (на обратной стороне доски размещаются живописные портреты)  и попытайтесь сформулировать тему нашего урока.                                                                                   — Ребята, какие задачи вы поставите перед собой?

-Чтобы решить поставленные задачи мы должны познакомится с творчеством художников портретистов.

 

Познакомится с творчеством художников- портретистов;

Научится выполнять портрет различными живописными материалами.

5.Изучение нового материала. Жанр портера появился еще в Древнем Египте и является, пожалуй, одним из самых древних жанров живописи. И это неудивительно, люди всегда стремились изобразить себя , и в каждый исторический период на это были разные причины. Сначала изображение человека носило сугубо религиозный характер, затем стало необходимым, чтобы передать изображение потомкам, а потом и просто стало вопросом престижа. Заказать свой парадный портрет считалось непременным делом у каждого знатного человека.    -Художники обращались к этому жанру на протяжении всех временем – менялись стили, менялись художественные задачи, менялись приемы и техники. Но жанр портрета всегда оставался востребованным и всегда служил одной задаче – изобразить человека, но не просто передать его физические черты, а заглянуть гораздо глубже, в самую глубину его глаз.                                                                                 – Выступает каждая группа. Ребята встают, и каждый показывает, называет свою репродукцию и говорит что изображено на ней. Проверка сопровождается презентацией. В завершение выступления каждой группы находим общее среди всех репродукций в группе. (слайд 2- 25)

Легко ли вам было выполнить это задание? Если легко, то почему? (потому что сюжет картин был примерно одинаковым)

Правильно. Все картины можно разделить на группы в зависимости от сюжета картины. Это деление назвали жанром

Жанр искусства – это классификация картин по их содержанию (запись в тетради) (слайд 26). Сколько жанров мы сегодня выделили? (три)

В зависимости от сюжета картины они были разделены на отдельные жанры. У каждого жанра свое название. Как называется каждый жанр мы сейчас и выясним.

У каждой группы есть описание каждого жанра и соответственно название каждого жанра. Ваша задача определить это название. Свой ответ аргументируйте.

Каждой команде дается слово, выступление сопровождается слайдом. По ходу работы ведется запись в тетради.

После выступления каждой группы учитель обобщает ответ учащихся, немного рассказывает о возникновение каждого жанра.

Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение предметов быта, цветов, фруктов. (слайд 27)

Натюрморт-это изображение тех вещей и предметов, которые нас окружают. Развивать этот жанр начали в 18 веке голландские художники. Одни любили натюрморты скромные, с небольшим количеством предметов, а другие писали на огромных холстах много дичи, рыбы, цветов.Основной мотив мог быть дополнен изображением людей, зверей, птиц, насекомых, но предметы быта играли в картине главную роль.

Портрет– жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение одного или нескольких человек. (слайд 29)

Первые портреты появились в 1-3 веках нашей эры в Египте. Они были выполнены горячим воском. Портреты доносят до нас не только образы эпох, отражают историческое время, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к портретируемому человеку. Порой красота портретируемых побуждает поэтов писать стихи.

(звучит музыка, Шопен «Прелюдия»)

« Любите живопись , поэты!

Лишь ей единственной дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмя былого,

Едва закутана в атлас

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза как два тумана,

Полуулыбка, полуплач

Ее глаза как два обмана,

Покрытых мглою неудач»

                                                                                                 Н.Заболоцкий

Пейзаж – жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение природы, вида местности, ландшафта. (слайд 28)

Человек начал изображать природу в далекие времена. Элементы пейзажа можно обнаружить в росписи Древнего Востока, Древней Греции, Древнего Египта. В Средние века пейзажами украшали

1группа – Леонардо да Винчи «Джаконда. Мона Лиза»1515г.                                                                                                           2 группа – И.Н.Крамской «Неизвестная» 1883г.                                          3 группа- О.А.Кипренский  «А.С.Пушкин»  1827г.                                         4 группа – И.Репин «Мусоргский» .                                                                                   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся дают определение портрета

 

Учащиеся анализируют репродукции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся получают конверты с заданием и пытаются собрать из кусочков известные портреты.

 

Учащиеся рассматривают и анализируют этапы выполнения работы в цвете.

 

                                                                             

Физкультминутка Учитель показывает различные физкультурные движения для разминки. Учащиеся выполняют упражнения за учителем.
6.Творческая практическая деятельность учащихся Перед выполнением практического задания учитель показывает на доске как правильно нужно работать над портретом в цвете.(Работа акварелью или гуашью)

 

 

 

 

 

Учащиеся выполняют творческое задание.

Работают над портретами в цвете (акварель или гуашь)

7. Итог урока. Рефлексия. Выставка , анализ и оценка работ учащихся.

— Ребята, что мы изучали на уроке?

— Какие учебные задачи ставили перед собой?

— Решили мы эти задачи?

— Назовите известных художников портретистов.

-А сейчас я предлагая выставить свои работы.

-Выберите на ваш взгляд лучшие работы.

— Объясните, почему вы выбрали их?

— Перед вами две кляксы.

— Поднимите жёлтую, если на уроке у вас всё получилось.

— Поднимите фиолетовую, если на уроке у вас были трудности.

Д.З. Каждая группа готовит сообщение по собранному    портрету.

 

Учащиеся осуществляют анализ и самооценку собственной деятельности.

 

 

 

 

-Учащиеся  выбирают для себя соответствующий цвет и поднимая анализируют свою деятельность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                                                Класс:6     5   урок  
Тема:  Выразительные и изобразительные средства живописи  
Цель урока:

построение знаний о видах изобразительного искусства и основах их образного языка;

формирование познавательной активности, развитие мышления учащихся, умения анализировать и обобщать;

; подвести общий итог  проблемы обсуждаемой в течение года, о значении изобразительного искусства в жизни людей; повторить виды изобразительного искусства, средства выразительности, основы язык

 
   Ожидаемый результат: Развивать аналитико-синтетическую деятельность, путем анализа, сравнения, обобщения материала

Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти, речи учащихся, умения выражать свои чувства через пение и слушание музыки.

 
 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

 
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания псих-кой атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики осмысливают поставленную цель.

 
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода

«Кластер» провод проверку домашней работы.

Живопись

 

 

 


Составить кластер на тему «Виды искусства», раскрыть в нем информацию о разновидностях искусства и основах их образного языка.

Составить собственную формулировку понятия «искусство».

На доске высказывание Бертольта Брехта: «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле». Нужно раскрыть, в своем понимании, смысл этой фразы.

Ученики демонстрируют свои знания.

Бумага А4

 
20 мин. III. Осмысление новой информации.Ученики демонстрируют свои знания.

Составляют ассоциативную карту

Принятый в настоящее время термин «изобразительное искусство» не совсем точен и не полностью отражает характер тех искусств, которые он охватывает. Как мы уже знаем главное в произведениях изобразительного искусства не то, что они изображают, а то, что они выражают.

 

Произведения искусства живописи, скульптуры и графики напрямую отображают окружающий мир. А что сказать о декоративно-прикладном искусстве? Что изображает старинный расписной ларец или изящно орнаментированное блюдо? Как быть с архитектурой? Она совсем ничего не изображает, но выражает очень много. Для обозначения этих искусств иногда употребляют термин «пластические искусства».

 

Пластические искусства — это те виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь.

 

Произведения пластических искусств создаются посредством обработки вещественного материала. Поэтому их образность определяется как замыслом автора, так и качествами материала

 

 

Задание. Впишите в клетки кроссворда название видов изобразительного искусства.Вопросы:

  1. Вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения.
  2. Ваяние, пластика.
  3. Вид изобразительного искусства, получаемый видимое изображение объекта на светочувствительных материалах.
  4. Вид изобразительного искусства, произведения которого создаются с помощью красок.

Ответы:

1.      графика;

2.      скульптура

3.      фотоискусство

4.      живопись

.Техника живописи

o       Назовите основной инструмент художника (кисть)

o       Как называются «водяные краски» (акварель)

o       Что является основой для выполнения живописи? (холст)

o       Объект для выполнения фрески (стена)

o       Перечень красок, используемых художником (палитра)

o       Как называют вещества способные к изменению цвета (краски)

o       След кисти художника (мазок)

.Словарь терминов.

1.Назовите предмет изображения (жанр)

2.Форма фигуры или предмета, видимая на светлом или темном месте (силуэт)

3.Градация  светлого и темного (светотень)

4.Построение художественного произведения (композиция)

5.Система изображения на плоскости (перспектива)

6.Произведение, изображенное карандашом, тушью (графика)

7.Отраженный свет и цвет на какой – либо поверхности (рефлекс)

8.Человек, позирующий художнику (модель)

9.Жанр в живописи, изображающий чувства человека (портрет)

10.Система цветовых тонов (колорит)

11.Жанр в живописи, изображающий неодушевленные предметы (натюрморт)

4.Просмотр призентации «Выразительные возможности изобразительного искусства» 

.Игра «Угадай картину»

Примеры картин, предлагаемых для игры: А.К.Саврасов «Грачи прилетели»,Шишкин «Рожь», «Утро с сосновом бору»

 

Задание  1.О какой картине идет речь…

…Тает грязный снег. На березах суетятся,гомонят грачи.Красиво рисуется на фоне неба стройный силуэт церкви…

Задание 2. 

В каком жанре работал этот художник? Дайте название картин.Назовите его фамилию.

 

 
10 мин.

IV. Закрепление урока. По методу «Ассоциативная карта» проводит закрепление урока.

Учащиеся составляют ассоциативную карту.

Бумага А4

 
5 мин. V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о сказке. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма») Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.

 

 

стикеры

 

фишки

 
 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                           Класс: 6              урок 6
Тема: жена Живописные техники»
Цель урока:

 

Развивать потребность в творческом самовыражении и эмоциональное цветовосприятие, как средство передачи настроения в живописи.

Формировать у учащихся живописные навыки в смешивании цветов, расположении ближних и дальних элементов пейзажа с учетом световоздушной перспективы.

Ожидаемый результат умеют анализировать текст, определять особенности языка и жанровые особенности, сравнивать , анализировать, составлять вопросы, отстаивать свою точку зрения.

 

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Разделение на группы по стратегии «Выбери меня» Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы с помощью наводящих вопросов учителя.  
10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По методу «Поп-корн» учитель организует проверку домашнего задания.

Составление диаграммы Венна

Живопись

 

Портрет

 

 

 

 


Ученики демонстрируют свои знания.
 
15 мин. III. Актуализация знаний

Группе дается задание: Стратегия «Послушать – сговориться – обсудить»,
составить постеры и выступить с ним перед Стратегия Жигсо -1 (текст сказки делится на 4 части, каждая группа ведет рассчёт на 1-4, учащиеся пересаживаются по столам, где указаны номера с 1 по4. Группа под 1 номером изучают в группе 1 часть музыки, 2 группа –вторую часть и т.д. Затем все учащиеся возвращаются после обучения в свою первичную группу , где каждый учащийся обучает остальнвх членов группы по той части музыкики, которую он изучил в «командировке».)

– 

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит закрепление урока.

 Детям предложена дидактическая игра. Из фигурок-магнитов (силуэтов домов и деревьев) на доске собрать пейзаж.

. Показ на доске живописных приемов работы.

 

На доске, на листе формата А-3 показываю живописные приемы.

 

Начнем с линии горизонта. Голубой краской провожу линию горизонта.

 

А небо попробуем нарисовать необычного, красивого цвета. Ближе к нам- цвет насыщеннее. К линии горизонта – светлее. Рисуем землю. На переднем плане кладем теплые краски. Дальний план пишем холодными красками и светлее. Смешиваем краски. Чтобы краски стали светлее, смешиваем с белилами.

. Практическая работа учащихся.

 

Задание: нарисовать пейзаж, используя правила, которые узнали на уроке.

 

Ученики делают внутренний и внешний круг. Внутренний- обсуждают тему, а внешний- наблюдает за их действиями.  
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке.

— Что нового я узнал на уроке?
— За что я могу похвалить себя?
— Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать?

 

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

www.sabaktar.kz

 

  • Адрес электронной почты не публикуется. Обязательные поля отмечены *