ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК 6 КЛАСС КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН КСП

Вторник, 22 Ноябрь, 2016
  • ТЕХНОЛОГИЯ ДЛЯ ДЕВОЧЕК 6 КЛАСС КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН КСП

www.sabaktar.kz

 

 

 

 

 

Предмет

Технолог

Класс     6 Дата № урока   1
Тема занятия Основы технологии выращивания плодоовощных культур. Осенние работы в овощеводстве.
Ссылки, источники Учебник «Технология», методическое руководство к учебнику,, дополнительная литература
Общая цель научить подводить итоги опыта по выращиванию овощных культур с целью получения семян;

Задачи урока

 Познакомить  с историей развития земледелия, с правилами сбора  семян

Развивать силу внимания, умение делать выводы.

.

Результаты обучения Знать: выполнение осенних работ в овощеводстве

Уметь: определять зрелость плодов, проводить уборку урожая, семенников

Научатся синтезировать  все полученные знания;

Научатся анализировать, рассуждать,  обобщать и работать в группе

Ключевые  идеи значимые для урока Новые  слова,  основная мысль текста, что такое рассказ
Этапы Время Виды занятий и действия участников занятия Процесс оценивания
1. Организация  класса   1. Эмоциональный настрой на урок Раздается лист самооценивания
2Актуализация действий (вызов)   2. Работа по группам

-вспоминаем литературные приемы (каждая группа рассказывает об одном  рассказе о лете. Проверка домашнего задания

Чтобы вырастить растение,  что необходимо знать ?

— Какие условия необходимы для выращивание культурных растений?

Правда ли, что чем дольше освещать растения, тем больше будет урожай?

 

Формативно (фишки)
3 Изучение нового материала

(понимание)

  4. Объяснение  материала учителем.

— — Какие растения называют  дикорастущими  растениями?

Дикорастущие растения – растущие в диком состоянии.

     Каждое культурное растение прошло длительный путь, прежде чем попасть в поле, сад, огород или цветник. Многие растения в прошлом были дикорастущими растениями или сорняками. Так из сорно-полевой ржи произошла рожь посевная, ставшая сейчас одной из распространенных культур.

Отбор лучших растений и размножение их возле своего жилья позволило человеку на протяжении тысячелетий вывели много новых сортов хлебных злаков, технических, овощах, декоративных растений, которые почти не схожи со своими дикими собратьями.

Многие из них завозятся из разных районов земного шара и требуют условий выращивания, приближенных к тем, какие были у них на родине

Знаете ли вы … что названия многих окультуренных растений  связаны с географическим местом. Так,

персик — из Персии,

гречиха — из Греции,

слива «мирабель» — из местечка Мирабель во Франции,

кофе — из местечка Каффа в Эфиопии, где произрастает кофейное дерево;

буквальный перевод слова «апельсин» означает «китайское яблоко»;

 

Формативно

 

 

Лист самооценивая

4Первичное закрепление знаний (применение)   7 Практическая  работа Расчет и сбор урожая

Порядок выполнения работы. Все виды работ по сбору урожая и семян свеклы, моркови, капусты, по подведению результатов опыта надо проводить коллективно.

Сбор урожая капусты. В зависимости от конкретных ус­ловий работа может быть организована по-разному. Если орудия труда имеются в достаточном количестве, то все чле­ны звена срезают кочаны и складывают их в одном месте. Затем одна часть учеников приступает к чистке кочанов, Другая часть взвешивает плоды и переносит к месту вре­менного хранения. На весах работают два ученика — ве­совщик и учетчик.

 

 

формативно
5 Самостоятельная работа (анализ)   1 Работа в группах

Что такое продукты?  Появились овощи?

Чем отличается миф от сказки? Что в них общего ? (составить диаграмму Венна)

 

 

Овощи
продукты

 

 

 

 

 

Работа над произведением.  Для всех групп

Прием «Синквейн»

1. Дети возвращаются к таблице «Верю не верю», корректируют свои знания.

2. Прием синквейн

1 -3 группа

Овощи

2 — группа

Продукты

1

2

 

1

2

 

 

 

 

формативно
6. Совместная работа с классом    . Какие требования предъявляются к качеству семян?

Как можно определить всхожесть семян?

Отчего семена становятся влажными?

Как вы понимаете выражение «мощные растения»?
Расскажите о правилах хранения семян. 

 
7 Синтез (обобщение и закрепление)  

 

 

13. Ответь на вопросы

-чему учит  технология?

Чем занимается овощеводство?

формативно

 

8 Рефлексия   -Что делали на уроке?

-Какое чувство осталось после урока?

-Оцените свою работу  на уроке

самооценивание
Ресурсы оснащения Рабочие тетради , картинки степей, альбомные листы, фломастеры
Последующие задания и чтение (д/з) прочитать 6 и 12 подвиги Геракла, стр.5-9,

пересказать

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                                                 Класс: 6  урок 2
Тема: Защита овощных культур от сорняков, вредителей.
Цель

формировать знания учащихся обосенней высадке семенников овощных культур; познакомить со способами защиты овощных культур от сорняков, вредителей и болезней; формировать и закрепить знания по технологии выращивания корнеплодных культур; рассказать альтернативной стоимости;

— развивать память, внимание, мышление; способствовать развитию и формированию познавательного интереса;

Ожидаемый результат:

Знать: правила посадки плодовых деревьев и ягодных культур, уход и защиту от вредителей

Способствовать развитию логического мышления, творческого воображения, зрительной и слуховой памяти, речи учащихся, умения выражать свои чувства через чтение произведении

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру «Рисунок на спине». Ученики осмысливают поставленную цель. Рисуют рисунки. Бумага А4
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода «КСО» осуществляет проверку домашней  работы.

Что такое всхожесть, влажность, хранение семян?

—  Какие сельскохозяйственные культуры выращивают в нашей местности?

—  Какие отрасли сельского хозяйства существуют? (растениеводство, животноводство, полеводство) . Какая между ними связь?

Ученики демонстрируют свои знания, задают друг другу вопросы.  
20 мин. III. Осмысление новой информации.

С помощью метода «Подумать – сговориться — обсудить» осуществляет усвоение нового материала.

Ученики демонстрируют свои знания. Проводят игру «Хочу спросить».

Для защиты овощных полей от сорной растительности применяют предупредительные, агротехнические (механические) и химические меры борьбы.

Предупредительные меры направлены на предотвращение попадания сорняков на поля. Они вклю­чают очистку семян овощных культур от семян сорных растений, компостирование навоза, запаривание кормов для животных, установку в оросителях щитов и сеток, задерживающих семена сорняков, обкашивание дорог, обочин полей, берегов оросительных каналов.

 

Агротехнические меры борьбы с сорняками включают введение правильных севооборотов и систем обработки почвы. Овощные культуры, наиболее чувствительные к сорнякам, должны размещаться по таким предшественникам, которые оставляют поле чистым от сорняков. Лущение, вспашка, весеннее допосевное и послепосевное боронование, предпосевные культивации или перепашки полей, многократные культивации междурядий, прополки в рядках и окучивание растений, механические приемы борьбы с сорняками. Многолетние сорняки уничтожают, удаляя их корневища из почвы с помощью пружинных и штанговых культиваторов и затем сжигая их (способ механического удаления) или систематически подрезая побеги растений (способ истощения). Первый способ применяется в основном для борьбы с корневищными сорняками (пырей ползучий), второй — для уничтожения корнеотпрысковых и корневищных сорняков с глубоким залеганием корневой системы (бодяк полевой, хвощ полевой).

Высокоэффективна борьба с многолетними корнеотпрысковыми сорняками способом «удушения». При этом способе при помощи фрезерных орудий осенью в возможно ранние сроки корни сорняков измельчают на глубине залегания основной их массы (не менее 15 см), а затем, после отрастания розеток сорных растений, запахивают их в нижние слои почвы. При отсутствии фрез для измельчения корней можно применять тяжелые дисковые бороны с остро заточенными рабочими органами (дискуют в два следа на возможно большую глубину). Этот способ особенно эффективен в борьбе с теми сорняками, у которых основная масса корней расположена в верхних горизонтах почвы (осот полевой, пырей ползучий и др.).

Способствует борьбе с сорняками, особенно многолетними, включение в севооборот парового поля и применение многократной полупаровой обработки почвы осенью на полях, рано освобождающихся от предшествующей культуры, или весной — перед посевом или высадкой овощных растений, особенно теплотребовательных, высеваемых в поздние сроки.

Химические меры борьбы с сорняками очень эффективны, но нередко приводят к загрязнению окру­жающей среды и снижению качества продукции. Метод борьбы основан на применении химических препаратов— гербицидов, которые уничтожают сорные растения, но не повреждают культурные.

В овощеводстве гербициды применяют в виде растворов. Рабочий раствор вносят при помощи штанговых опрыскивателей различными способами (поверхностно и с заделкой в почву) и в различные сроки (до, во время и после посева, до появления всходов культуры, по вегетирующим растениям).

При помощи гербицидов можно уничтожить 85-98% сорной растительности, в 6-10 раз сократить затраты труда на прополку и уменьшить число междурядных обработок.

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ромашка Блума» проводит закрепление урока.

Что такое растениеводство?

— на какую глубину надо высевать семена корнеплодных культур?

— Какие используют методы проверки семян?

Учащиеся отвечают на  разноуровневые вопросы. Работают с тестовыми вопросами. Тестовые вопросы
5 мин. V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о спряжении глаголов. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма») Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.

 

 

стикеры

 

фишки

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

 

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

 

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

 

 

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                                                Класс:6     3  урок  
Тема:  Правила посадки плодовых деревьев. Обрезка деревьев. Вегетативное размножение.  
Цель урока:

Образовательная:познакомить с правилами посадки деревьев, научить выделять главное в изучаемом материале.

Развивающая: развития познавательного интереса, использовать на практике полученные знания

 
   Ожидаемый результат:

умение организовать выполнение заданий учителя; постановка учебной задачи;  планирование и составление плана действий; волевая саморегуляция; прогнозирование- предвосхищение результата;

.

 
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности  
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания псих-кой атмосферы проводит игру «Путаница». Ученики осмысливают поставленную цель.    
5 мин. II. Проверка домашней работы. С помощью метода

«ЗХУ» провод проверку домашней работы.

Работа по таблице ЗХУ (учащимся раздаются таблички и предлагается заполнить две колонки знаю, хочу узнать)

           Знаю Хотел бы узнать Узнал
 

 

 

 

 

 

   
Ученики демонстрируют свои знания. Бумага А4  
20 мин. III. Осмысление новой информации.

.

Вегетативное размножение — это один из способов бесполого размножения растений. Принципиальной  особенностью вегетативного размножения является полное  соответствие материнскому организму или той его части, из которой оно получено. Новая особь наследует все признаки и свойства материнского она­низма. Современные учёные называют потомство, полученное в результате такой процедуры, клопом, а сам процесс-  клонированием. В  основе вегетативного размножения  растения лежит его способность к регенерации.

 

Работа в группах по теме.

1)Разработатьправила посадки деревьев и оформить на флипчарте в виде кластера.

2) Каждая  группа выбирает любое плодовое дерево и описывает его.

3) Защита проектов спикерами.

4) Работа по тестовым заданиям «Алгоритм посадки деревьев»

1.Выкопать в земле ямку

2.Полить и удобрить ямку

3.Опустить в ямку саженец

4.Засыпать ямку с саженцем землёй

5.Полить саженец водой

Работа в группах.

1 группа «Дом» . Составляет  рекомендации  по оформлению  зимнего сада и подбирает виды комнатных растений.

2 группа «Сад».  Составляет рекомендации по оформлению цветников, клумб и подбирает соответствующие виды  декоративных растений.

3 группа «Огород». Составляет рекомендации по благоустройству  зоны огорода и  подбирает необходимые виды  плодово-ягодных и овощных культур.

Помощь в выполнении задания вам окажет  раздаточный материал.

 Учащиеся выполняют задание в группах,  изучают тексты учебника, раздаточный материал, заполняют таблицы и план-схему.

Защита  проекта «Дом.Сад.Огород»

Ученики демонстрируют свои знания.

Составляют ассоциативную карту

 

Учебник

 

Разноуровневыекарточки

 
10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ассоциативная карта» проводит закрепление урока.

Работа в группах.

Учащиеся выполняют лабораторную работу по инструктивным карточкам.

1 группа:«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ СТЕБЛЕВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»;

2 группа:«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ ЛИСТОВЫМИ ЧЕРЕНКАМИ»;

3 группа:«РАЗМНОЖЕНИЕ КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ  ПОЛЗУГИМИ ПОБЕГАМИ»

.

Учащиеся составляют ассоциативную карту. Бумага А4  
5 мин. V. Итог урока. Вы сегодня многое узнали о сказке. Каждый воспринял новую информацию по-своему. Давайте, напишем телеграмму своим одноклассникам. (По стратегии «Телеграмма») Ученики пишут телеграммы своим одноклассникам. Оценивают свои работы.

 

 

стикеры

 

фишки

 
 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения д/работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                           Класс: 6              урок 4
Тема: жена Технология приготовления пищи.

Классификация первичной и тепловой обработки. СГТ.

 

Цель урока:

 

познакомить учащихся с видами мясных блюд, с правилами их приготовления;

учить приготовлению блюд из резанного мяса, определять степень готовности блюда;

развивать у учащихся творческое мышление, умение работать в группах.

 

Ожидаемый результат Знать: СГТ в кухне, ПТБ с горячей посудой,

Уметь работать с кухонным оборудованием, инструментами и принадлежностями, применять моющие и дезинфицирующие средства для мытья посуды

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Разделение на группы по стратегии «Выбери меня» Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы с помощью наводящих вопросов учителя.  
10 мин. II. Проверка пройденного материала.

По методу «Поп-корн» учитель организует проверку домашнего задания.

Составление диаграммы Венна

Деревья
Овощи

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики демонстрируют свои знания.  
15 мин. III. Актуализация знаний

Группе дается задание: Жигсо»,
составить постеры и выступить с ним перед Стратегия Жигсо -1 (текст сказки делится на 4 части, каждая группа ведет рассчёт на 1-4, учащиеся пересаживаются по столам, где указаны номера с 1 по4. Группа под 1 номером изучают в группе 1 часть сказки, 2 группа –вторую часть и т.д. Затем все учащиеся возвращаются после обучения в свою первичную группу , где каждый учащийся обучает остальнвх членов группы по той части сказки, которую он изучил в «командировке».)

По виду тепловой обработки. Блюда из отварного мяса. Мясо варится нагреванием до температуры кипения воды в жидкостях, т. е. в воде или же в отваре из овощей. Если мясо положить в кипящую воду, то верхний слой белков быстро свертывается, что предохраняет вещества, входящие в состав мяса, от перехода в жидкость. Если же мясо положить в холодную воду, то эти вещества в своей преобла­дающей части переходят в бульон. Речь идет о растворимых белках, минеральных солях и других веществах. Белки, перешедшие в бульон, под влиянием высокой температуры образуют так называемую пену. Соль предохраняет мясные соки от полного перехода в жидкость. Вода должна чуть покрывать мясо.

Кастрюлю нужно сначала поставить на сильный огонь, затем варить мясо на слабом огне, под крышкой. Снять с поверхности пену, добавить очищенные овощи и варить до полной готовности. В конце варки досолить. Готовое мясо выложить на плоское блюдо или тарелку, подождать, пока с него стечет бульон, нарезать на порции и сбрызнуть горячим бульоном, чтобы предохранить от засыхания.

Для варки мяса используется посуда, изготовленная из прочного металла.

Лучше всего использовать чугунную посуду с крышкой.

Блюда из жареного мяса. Мясо, предназначенное для жарки, должно быть высококачественным, нежным, без пленок и сухожилий. Мясо худших сортов после жарки остается твердым и волокнистым.

Жарка длится не долго и состоит в нагревании мяса в открытой посуде.

Мясо следует класть в разогретый жир. При соприкосновении с дном посуды на мясе образуется корочка из подрумяненных белков, которая предохраняет мясо от потери соков и чрезмерного пропи­тывания жиром. Кроме того, корочка имеет хорошие вкусовые качества. Когда на одной стороне образуется румяная корочка, мясо следует перевернуть и обжарить так, чтобы поверхность куска была прожарена равномерно. Не следует слишком тесно укладывать куски мяса на сковороде, так как пар, выделяющийся при жарке, затрудняет образование румяной корочки на всей поверхности мяса. Мясо жарится кусками, нарезанными поперек волокон. Толщина кусков зависит от вида блюда и определяется подробным рецептом. Перед жаркой мясо надо посолить, поперчить и обмакнуть в муку или панировать (если это панированное изделие). Жарить мясо следует на среднем огне, чтобы оно прожарилось внутри, не подгорев.

Температура жира не должна снижаться в процессе жарки, так как в противном случае мясо не подрумянится и сильно пропитается жиром. Не рекомендуется доводить жир до слишком высокой температуры, так как при этом происходит его распад и, кроме того, мясо под Практическая работа  Технология приготовления бефстроганов

Ингредиенты: говяжья вырезка — 280 г, репчатый лук — 40 г, растительное масло — 15 мл, сметана — 30 г, соль и перец по вкусу.

Инструменты и приспособления: кастрюля емкостью 0,5 л, сковороды чугунные (2 шт.), лопатка металлическая, доски раз­делочные ОС (овощи сырые), МС (мясо сырое), нож, тарелка плоская столовая.

Технология приготовления

1.Мясо обмыть, очистить от пленок и сухожилий.

2.Очистить и промыть лук.

3.Мясо нарезать брусочками по 5—7 г, лук соломкой.

4.В сковороде разогреть растительное масло, обжарить мясо в один слой, жарить 3—5 мин на сильном огне, посыпав солью и перцем (рис. 112).

5.Добавить лук, обжарить, выпарить, добавить сметану и проварить до загустения .

6.Довести до кипения (но не кипятить), заправить соевым соусом.

7.Для гарнира использовать картофель фри или жареный картофель.

8.Мясо и картофель выложить на плоское блюдо и посыпать мелко нарезанной зеленью.

Примечание. Вырезку можно заменить тонким или толстым мясным краем. Но важно помнить, что при этом время тепловой обработки увеличится. В этом случае перед тем, как добавить сметану, нужно налить немного воды и припустить мясо до его размягчения.

К обжаренным мясу и луку можно добавить немного соли, чтобы «открылся» вкус мяса, но при этом учесть, что потом будет добавляться соевый соус, который сам по себе соленый.

горает.

 

 

 

Ученики работают над постером.

 

учебник

постеры

маркеры

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит закрепление урока.

В чем заключается пищевая ценность мяса?

— Каково пищевое значение мясных блюд?

— Охарактеризуйте мясные блюда по способу их тепловой обработки.

—  Расскажите о способах жарки и тушения мяса.

 

Ученики делают внутренний и внешний круг. Внутренний- обсуждают тему, а внешний- наблюдает за их действиями.  
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. Написать пожелание себе с точки зрения изученного на уроке.

— Что нового я узнал на уроке?
— За что я могу похвалить себя?
— Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать?

 

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                            Класс: 6          урок 5
Тема: Блюда из овощей. Первичная обработка. Тепловой режим.
Цель урока: познакомить учащихся с ролью овощей в питании человека, с классификацией овощей; сформировать навыки по определению пригодности тех или иных овощей для приготовления украшений из них, способа первичной обработки и изготовлению украшений из сырых овощей; воспитывать аккуратность и опрятность в работе.

-сформировать у учащихся понятие о необходимости включения овощей в рацион человека, научить работать с приспособлениями для обработки овощей, изготовить украшения из сырых овощей.

-Приобретаемые навыки детей: навыки первичной обработки овощей, по работе с инструментами, по определению соответствия того или иного овоща для изготовления из него украшения, навыки соблюдения правил техники безопасности и санитарно-гигиенических требований.

 

 

Ожидаемый результат научиться готовить вторые овощные блюда и подавать их к столу; расширить знания и практические умения по приготовлению блюд.

 

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I.                   Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Разделение на группы по приему «Атомы и молекулы»

 

Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы.  
5 мин. II. Мотивация к изучению нового.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

 

Ученики отвечают на вопросы учителя.  
20 мин. III. Актуализация знаний

Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание:

Стратегия Аквариум (с каждой группы по одному ученику выходят к доске и пересказывают одну из заданных учителем часть сказки)

Виды тепловой обработки овощей.

При приготовлении определенных блюд овощи,кроме первичной обработки, подвергают тепловой обработке.Известно несколько видов обработки.В ходе дальнейшего рассказа учитель опирается на схему «Обработка овощей» в учебнике.

Варка – это процесс нагревания и доведения продуктов (овощей и др.)до готовности в кипящей жидкости(воде,бульоне,молоке) или на пару.

Существуют несколько способов варки:

-В большом количестве воды(основной способ).

-На пару(без погружения в воду).

-В небольшом количестве воды или собственном соку(припускание).

Жаренье – это процесс нагревания продуктов (овощей и др.) в жире до обра-зования румяной корочки.Применяется для приготовления гарниров и заправок для супов.

Способы жаренья:

-В небольшом количестве жира(основной способ).

-В небольшом количестве жира до полуготовности(пассерование).

-В большом количестве жира(во фритюре).

Тушение – это комбинированный способ тепловой обработки,во время кото-рого продукты сначала обжаривают,а затем припускают(доводят до готовности)в небольшом количестве жидкости или соусе с добавлением кореньев,лука,специй.

*Как вы думаете,какой из способов тепловой обработки позволит сохранить наибольшее количество полезных веществ в овощах?

3.Сохранность витаминов и питательных веществ при тепловой обработке овощей.

При тепловой обработке овощи теряют содержащиеся в них витамины и питательные вещества.Но эти потери не одинаковы при различных способах тепловой обработки овощей.

ЗАДАНИЕ.

Внимательно проанализируйте таблицу «Потери витамина С при тепловой обработке картофеля» и определите,что влияет на сохранность полезных свойств овоща при тепловой обработке.

ПОТЕРИ ВИТАМИНА С ПРИ ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКЕ КАРТОФЕЛЯ.

ВИД ТЕПЛОВОЙ ОБРАБОТКИ ПОТЕРИ ВИТАМИНА С (%)
Варка неочищенных клубней

С погружением в холодную воду

С погружением в горячую воду

25

малые

Варка очищенных клубней

С погружением в холодную воду

С погружением в горячую воду

35

7

Тушение 80
Жаренье 20 — 25
Приготовление пюре 72 -78
Приготовление запеканки 90 -92
Приготовление котлет 93 — 95

В ходе работы учащиеся формулируют вывод: чем длительнее процесс тепловой обработки овощей(запекание,обжаривание),тем больше теряется витамина С (до 95%)

Физминутка.

4.Правила приготовления овощей.

1. Очищенные овощи не следует длительное время держать в воде.

2. Нарезать овощи непосредственно перед тепловой обработкой.

3. Очищенные овощи(кроме свеклы и моркови) закладывать в кипящую подсоленную жидкость и варить при слабом кипении.

4. Уровень воды должен превышать уровень овощей не более,чем на 1,5 см.

5. Овощи варить в посуде с закрытой крышкой.

6. Картофель и морковь лучше варить на пару.

7. Для жарения овощи класть на сковороду с разогретым жиром.

8. Реже применять такие способы тепловой обработки,как тушение,припускание,приготовление пюре,при которых разрушается витамин С.

5.Посуда,инвентарь для тепловой обработки продуктов.

Какую посуду вы используете дома для варки,жаренья?

Для тепловой обработки овощей используют следующую посуду из нержавеющей стали или с эмалированным покрытием:

Кастрюли(для варки овощей и овощных супов);

Сковороды(для жарения,пассерования);

Пароварки(для варки нпа пару);

Фритюрницы(для жарения во фритюре);

Скороварки(с герметически закрывающейся крышкой).

Следует учитывать,что при поврежденном состоянии эмали потери витамина С при варке овощей значительно увеличиваются.

.Подготовка к практической работе.Инструктаж к работе.

1.Мытье рук,одевание спецодежды.

2.Подготовка инструментов для работы.

3.Изучение правил техники безопасного труда с горячими жидкостями,с электо-плитами,режущими и колющими инсрументами.

4.Повторение правил санитарии при выполнении практической работы.

5.Вводный инструктаж к проведению практической работы.

6.Требования к качеству готового блюда.

 «ПРИГОТОВЛЕНИЕ ОВОЩНОГО РАГУ».

ПРОДУКТЫ(на одну порцию):картофель – 75г,капуста – 40 г,морковь – 30 г, лук репчатый – 20 г,растительное масло – 20 г,томатный сок (паста) – 30 г,соль,спе-ции,зелень.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРИГОТОВЛЕНИЯ.

1. Выполнить первичную обработку овощей.

2. Обжарить на растительном масле картофель,капусту,морковь.Сложить в кастрюлю.

3. Лук обжарить до золотистого цвета,добавить томатный сок,протушить 5-7 мин.Вылить в кастрюлю.

4. Добавить специи,соль и тушить до готовности.

5. Разложить по тарелкам,украсить зеленью,подать на стол.

2.Проводится текущий инструктаж.

3.Проводится индивидуальная работа с учащимися.

4.Выполняется сервировка стола.

5.Проводится дегустация готового блюда.

6.Мытье посуды.

-в чём заключается первичная обработка овощей?

 

-какие способы нарезки овощей используют в кулинарии?

 

-какие из овощей можно употреблять в сыром виде?

 

-какие правила необходимо соблюдать при приготовлении салата?

 

-как можно украсить салат?

 

-какие меры безопасной работы необходимо соблюдать при приготовлении салата?

 

Уборка рабочих мест, оценка выполнения практической работы, рекомендации.

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Кресло автора

.       Работа в группах

Какие виды тепловой обработки вам известны?

Какие операции первичной обработки проходят овощи при приготовлении овощного рагу?

Каким инструментом пользуются при очистке картофеля?

 

Ученики делают внутренний и внешний круг. Внутренний- обсуждают тему, а внешний- наблюдает за их действиями.  
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

— Чему научил вас урок?
— Какое впечатление осталось у вас от урока?

 

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

:

 

 

 

Дата:                                                                                          Класс: 6               урок 6  
Тема урока: Крупы, бобовые и макаронные изделия  
Цель урока:

 

знакомить учащихся с разнообразием круп, бобовых и макаронных изделий. Научить учащихся готовить гречневую кашу с молоком. Воспитывать эстетический вкус, внимательность.  
Ожидаемый результат Знать: правила приготовления блюд из круп, бобовых, макаронных

Уметь по внешним признакам определять доброкачественность круп, бобовых и макаронных. Проводить первичную обработку

 
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности  
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Разделение на группы по приему «Выбери меня» Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы.    
5 мин. II. Мотивация к изучению нового.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

Устный опрос. Вопросы для повторения:

В чём ценность рыбы для питания человека? (важнейший источник питательных веществ высокой биологической активности. Рыбий жир содержит витамин А и D, богата и йодом в 20-30 р. Больше, чем в говядине.)

Для кулинарной обработки какая используются рыба? (Живая рыба, охлаждённая, мороженая, солёная, вяленая, копчёная, консервированная).

Каким образом можно определить доброкачественность рыбы?

(после размораживания: сохранена целостность рыбы, чешуя гладкая, чистая, глаза выпуклые, прозрачные, жабры ярко красные, мякоть с трудом отделяется от костей, свежий характерный рыбный запах)

Перечислите этапы первичной обработки рыбы? (Оттаивание, очистка рыбы от чешуи, разрезание брюшка – удаление внутренностей, головы, плавников, хвоста, пластование, нарезание на порционные куски.)

Какие виды тепловой обработки применяются при приготовлении блюд из рыбы?

(отваривают, припускают, жарят, запекают)

Что общего между варкой и припусканием? (Припускание – в воде на одну треть и нагревают при закрытой крышке.)

Какие виды панировки вы знаете? (мучная -просеянная пшеничная мука, белая – измельчённый черствый пшеничный хлеб, и панировочные сухари).

Что такое кляр? – (жидкое тесто: мука, яйца, молоко, соль).

Ученики отвечают на вопросы учителя.    
20 мин. II.                Актуализация знаний

По методу «ДЖИГСО» изучают новый материал.

БЛЮДА И ГАРНИРЫ ИЗ БОБОВЫХ

К бобовым относятся горох, фасоль, чечевица. Горох лущеный— единственная крупа из зерна бобовых. Фасоль бывает белая, цветная однотонная и цветная (пестрая). Питательная ценность бобовых определяется содержанием в них большого количества белков — до 25%.

Чечевица когда-то называлась сочевица, так как ее несушеные семена очень сочные. Впоследствии первый слог «со» превратился в «че», так сочевица стала чечевицей. Впервые она упоминается в литературе в X—XII вв. Употребление в пищу начинается с XV в. Известно, что монахи Киево-Печерской лавры варили из нее каши и супы.

Фасоль впервые появилась в России в первой половине XVI в. Долгое время она играла роль декоративного растения, украшая дворцовые сады. В пищу ее стали использовать только с первой половины XVIII в. Это могло произойти и раньше, не будь у нее местных» конкурентов: очень широко были распространены горох и чечевица. Но постепенно к XIX в. фасоль прочно вошла в рацион питания населения юга России, Южной Сибири.

Горох и фасоль перед варкой замачивают в холодной воде до полного набухания: горох — около 5 ч, фасоль — 6…8 ч. После набухания воду сливают, так как в нее переходят вещества, препятствующие развариванию. Бобовые заливают холодной водой (2…3 л па 1 кг) и варят под крышкой без соли при слабом кипении. (Соль также мешает развариванию.) Продолжительность варки гороха 1-1,5 ч, фасоли 2 ч.

При приготовлении блюд из бобовых, в состав которых входит томат, его добавляют только в пассерованном виде после полного размягчения бобовых.

Макаронные изделия — питательный и ценный продукт Они содержат 10-11 % белков, 74-75 % углеводов и до 1 % жиров. Эти изделия очень удобны как полуфабрикат, потому что долго сохраняются, а приготовление блюд из них требует мало времени.

Впервые макароны появились в Южной Италии. Уже в эпоху средневековья они пользовались большой популярностью у населения, были основным продуктом питания. Изготовляли макароны кустарным способом. Слайд 13.

С XVIII века Италия наладила фабричное производство макарон и стала вывозить их на продажу в соседние европейские страны. Макароны разошлись по всему свету. Первую макаронную фабрику в России построили в 1797 году в г. Одессе.

Сейчас макаронные фабрики вырабатывают из различных сортов пшеничной муки разные виды макаронных изделий: трубчатые, макаронные засыпки, вермишель.

Макаронные изделия должны отвечать следующим требованиям:

иметь однотонный цвет — белый с желтоватым оттенком;

правильную форму;

вкус и запах — без горечи, затхлости, кислого привкуса и

других посторонних привкусов и запахов.

Макаронные изделия варят двумя способами: первый сливной, второй — несливной. (Охарактеризовать оба способа.)

I способ варки применяют для гарниров;

II способ — для запеканок и макаронников.

К качеству блюд, приготовляемых из макаронных изделий предъявляют следующие требования:

отварные макаронные изделия должны быть мягкими, несклеенными, неразваренными, без комков;

запеканки должны быть мягкими, сочными: макаронные

изделия в них соединены между собой; на поверхности подрумяненная корочка;

вкус, цвет и запах блюда должны быть свойственны отварным макаронам, с привкусом того продукта, с которым оно приготовлено.

 Практическая работа.  «Блюда из круп и макаронных

. Перед началом практической работы напоминаю правила ТБ:

с электронагревательными приборами – включать и выключать сухими руками, по окончании работы выключать электроплиту.

с горячей жидкостью: пользоваться прихватками, снимать, приподнимать крышку от себя.

засыпать крупу в кипящую жидкость осторожно, чтобы не разбрызгивалась вода.

Группы закрепляют изученный материал практической работой.

Для выполнения практической работы класс раздел на группы. Учащиеся, пользуясь инструкцией в учебнике готовят греченвую кашу.

Во время работы я концентрирую внимание учащихся на технике безопасности при обращении с электрической плитой, проверяет наличие прихваток.

Когда все блюда будут готовы, приступают к дегустации. После дегустации напомнить учащимся, что мытье посуды осуществляется проточной водой с использованием

В чём заключается питательная ценность рыбы и морепродуктов?

-Назови признаки доброкачественности рыбы.

-Какие санитарные правила необходимо соблюдать при обработке рыбы?

-Как правильно оттаивать рыбу, чтоб сохранить  вкусовые качества и питательные вещства рыбы?

-В какой последовательности разделывают рыбу?

-Расскажи о способах тепловой обработки рыбы, назови способ обработки рыбы, когда сохраняются не только вкусовые качества рыбы, но и ценные питательные вещества.

-Какие требования предьявляют к качеству рыбных блюд?

 
10 мин. III.             Закрепление урока. По методу «Снежный ком» проводит закрепление урока.

Тест по теме «Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий»

  1.Хлопья «Геркулес» производят:

А. пшеницы

Б.  риса

В.  овса

Г.  гречихи

Д.  пшена

2. Рассыпчатые каши варят:

А.  на воде

Б.  на цельном молоке

В.  на смеси молока с водой

Г.  на бульоне

3. Каши варят на воде:

А. на молоке

Б. на воде

В. на киселе

Г. на компоте

4. Какие макароны варят 12-15 минут:

А.  макароны

Б.  вермишель

В. лапшу

5. Макароны  вырабатывают из:

А.мелких сортов пшеницы

Б. средних сортов пшеницы

В.твердых сортов пшеницы

6. Манную крупу вырабатывают из зерновой культуры:

А. просо

Б. овес

В. пшеница

7. К бобовым культурам относят:

А. рис

Б. чечевица

В.овес

Г. пшено

8. Макаронные изделия для запеканок и макаронников варят:

А. сливным способом

Б. несливным  способом

9. Чтобы приготовить рассыпчатую рисовую кашу на 100г. продукта добавляют  воды (граммов):

А. 210

Б. 370

В. 520

10. Перед приготовлением бобовые :

А. замачивают на1-2 часа в горячей воде

Б. замачивают на 6-12 часа в холодной воде

В. замачиваю на 30 минут в холодной воде

Г. замачивают на 6-12 часа в горячей воде

Ученики демонстрируют свои знания.    
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

— Чему научил вас урок?
— Какое впечатление осталось у вас от урока?

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

фишки

 

 

 
 2 мин. VI. Домашнее задание. прочитать сказку, стр.25-32, пересказать

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 
дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  Дата:                                                                                            Класс:6   урок 7
  Тема: Молоко и молочные продукты
  Цель урока: ознакомить  с видами молока и молочными продуктами, их значением и ценностью;

ознакомить учащихся с ассортиментом блюд из молока и молочных продуктов;

условиями хранения и способами приготовления блюд из молока;

           изучить требования и органолептические свойства, предъявляемые к молоку;

 

  Ожидаемый результат Знать: правила приготовления блюд из молока и мол.прод.

Уметь готовить из молока и мол.прод.

    Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
  3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. С помощью разрезанных пазлов делит класс на группы. Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы. пазлы
  5 мин. II. Мотивация к изучению нового материала.

С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока.

Расскажи о способах тепловой обработки рыбы, назови способ обработки рыбы, когда сохраняются не только вкусовые качества рыбы, но и ценные питательные вещества.

-Какие требования предьявляют к качеству рыбных блюд?

Ученики отвечают на вопросы учителя. карточки
  20 мин. IV.            

МОЛОКО

Актуализация знаний. Учитель читает ученикам притчу. Составление ассоциативной карты.

 

 

 

 

 

Молоко — единственный продукт питания в первые месяцы жизни новорожденного. С возрастом его значение в питании человека сохраняется, хотя уже годовалый ребенок, а тем более школьник и взрослый человек питаются не только молоком или молочными продуктами, но и другими видами продуктов. В большинстве стран мира основные молочные продукты получают из коровьего молока. В небольших количествах используются в пищу козье, кобылье, реже верблюжье молоко, еще реже молоко лосихи.

Молоко и молочные продукты (цельное молоко, кисломолочные продукты, сыр, творог) обладают рядом очень ценных питательных свойств, которые не могут заменить другие продукты. Важнейшая их роль в питании человека заключается в обеспечении организма кальцием, витаминами В2, А, полноценным белком. Без потребления молочных продуктов трудно набрать в дневном рационе питания необходимое для человека количество кальция и витамина В2. Весьма важно потребление молока и молочных продуктов для роста и развития детей и подростков, для формирования скелета и зубов.

Особенно богаты белком, кальцием и витамином В2 сыры и творог. При ежедневном выборе молочных продуктов нужно отдавать предпочтение низкожирным продуктам: полужирному или обезжиренному творогу, низкожирным сырам, кефиру, йогуртам. Употребление низкожирных молочных продуктов позволяет снизить потребление животного жира и холестерина, а потребление белка, витамина В2 и кальция при этом даже увеличивается.

Виды молочных продуктов и их получение

Существует множество молочных продуктов.

Питьевое молоко. Основная часть молока используется непосредственно для питания населения. Оно предварительно проходит некоторую обработку. Цельное коровье молоко содержит 3-4% жира. Выпускается молоко с различным содержанием жира: от 0,5 до 6%. Содержание белка в цельном молоке составляет 3-4%. Молоко поступает в продажу в пастеризованном или стерилизованном виде. Пастеризованное молоко не нуждается в кипячении перед употреблением и может храниться в холодильнике не более 36 ч. Выпускается также стерилизованное молоко (нагретое до 115°С в течение 15 или 60 мин). Это молоко длительного хранения, в котором полностью убиты микроорганизмы. Для употребления в домашних условиях предпочтительнее использовать пастеризованное молоко.

Сгущенное молоко. Этот продукт производят для длительного хранения молока. Выпускается «сгущенка» с сахаром и без добавления сахара. Сгущают молоко путем выпаривания под вакуумом. Сгущенное молоко с сахаром содержит до 45% сахара. Пищевая ценность сгущенного молока ниже, чем натурального молока.

Сухое молоко. Низкое содержание влаги (4-7%) позволяет длительно хранить сухое молоко как консервированный источник молока. На основе технологии сухого молока вырабатываются специализированные продукты детского, лечебного или спортивного питания.

Кисломолочные продукты. В нашей стране распространены кефир, йогурт, ряженка, ацидофилин, простокваша, сметана, творог, сыры. Многие народности издавна готовили свои национальные кисломолочные продукты: русские — простоквашу, варенец, творог и сметану; украинцы — ряженку; грузины — мацони; горцы — айран и йогурт; осетины — кефир; алтайцы — курунгу; казахи, башкиры, киргизы, калмыки — кумыс, получаемый из кобыльего молока, и шубат — из молока верблюдиц.

И.И.Мечников считал, что одной из причин старения человеческого организма является воздействие на организм вредных веществ, образующихся в кишечнике под действием гнилостных микробов. Убить гнилостные микробы или прекратить их бурное развитие можно, употребляя кисломолочные продукты кефир и простоквашу. Микробы, так называемые кисломолочные бактерии и грибки, способны вытеснять из кишечника болезнетворные гнилостные бактерии. Теперь это открытие И.И.Мечникова признано во всем мире. Йогурты — новые кисломолочные продукты, открытые под влиянием идей И.И.Мечникова.

Суть получения простокваши — это сквашивание молока молочнокислыми бактериями, которые всегда присутствуют в молоке. В промышленности колонии кисломолочнокислых бактерий специально добавляют к молоку. При этом из молочного сахара лактозы бактерии образуют молочную кислоту, которая придает продуктам кисловатый вкус. От вида молочнокислых бактерий (или грибков, как в кефире), используемых в закваске, зависит вид молочнокислого продукта. Кисломолочные продукты обладают всеми пищевыми свойствами молока. Кроме того, люди, страдающие непереносимостью молока вследствие недостатка лактазы, могут употреблять кисломолочные продукты кефир, простоквашу или йогурт, так как в них молочного сахара меньше.

Творог. Если сквашенное молочнокислыми бактериями молоко нагреть, то такая простокваша свернется и осядет на дно в виде белого осадка белков и минеральных солей, а сверху отделится сыворотка. Творог — это по сути концентрат казеиновых фракций молочных белков и минеральных солей, главным образом кальция. В зависимости от того, из какого молока его получают, творог может быть жирным (18% жира), полужирным (5% или 9% жира) и обезжиренным (менее 1% жира). По своим свойствам и технологии получения творог занимает промежуточное положение между кисломолочными продуктами и сырами.

Сливки и сливочное масло. На молочных заводах часть молока подвергают сепарации, т.е. разделению на части — содержащую жир и не содержащую или бедную жиром. Та часть, в которой содержится много жира, называют сливками. В сливках может быть от 10 до 30% жира и 2-3% белка. Из сливок производится сливочное масло. В буквальном смысле сливки механически сбивают в масло. Масло — это почти 100% жир. Поэтому на масло не распространяются рекомендации по потреблению молочных продуктов. Его потребление следует ограничивать.

Сметана. Это сквашенные молочнокислыми бактериями сливки. Сметана выпускается с жирностью от 15 до 40%. Рекомендуется употреблять сметану с меньшим процентом жира.

Сыры. В мире вырабатывают около 800 различных видов сыров. В России есть опыт производства около 50 видов сыров, но в настоящее время их выпускается гораздо меньше. Сыры разделяют на твердые (типа голландского, российского, пошехонского) и рассольные (типа сулугуни).

Получают сыры путем специального сквашивания молока бактериями. Затем молоко створаживают (осаждают) сычужным ферментом, выделенным из желудка ягнят и телят, еще питающихся материнским молоком (сычуг — желудок жвачных животных). Твердый сгусток соответствующим образом нагревают. При нагревании бурно развиваются микроорганизмы, которые приводят к образованию веществ, придающих сыру специфический вкус и запах.

Созревание сыров длится от нескольких дней до нескольких месяцев. Например, швейцарский сыр созревает мес., что сказывается на его стоимости. При созревании происходит частичное переваривание бактериями белков, жиров и углеводов. Образующиеся продукты переработки бактериями этих пищевых веществ придают сырам специфический вкус и запах.

Брынза — один из немногих низкожировых продуктов из семейства сыров. Вырабатывают брынзу из овечьего или коровьего молока так же, как и сыры с применением сычужного фермента. Созревает брынза 10-15 дней.

Пищевая ценность сыров и творога. Сыры — это лучшие молочные продукты высокой пищевой ценности. Это концентраты всех пищевых достоинств молока. Если порция молока составляет 200-250 мл (1 стакан), то порция сыра в 40-50 г (1 ломтик), а обеспечивают они тот же набор пищевых веществ, которые можно получить из молочных продуктов. В сырах много высокоценного пищевого белка. В сырах содержится достаточно много витаминов А и В2, а также легкоусвояемого кальция. Вместе с тем сыры содержат много жира и холестерина. Чем меньше жира в сыре, тем полезнее он для питания, хотя при этом его вкус не самый пикантный. Сыр вполне может употребляться в любой прием пищи: бутерброд на завтрак, сыр с макаронами или сырники из творога как второе блюдо, взбитая творожная масса как десерт и в виде многих других блюд.

Мороженое. Содержание основных пищевых веществ в мороженом сильно варьирует: белков — 3,0-5,5%, жиров — 3,5-20,0%, углеводов — 14-17%. Мороженое содержит все компоненты молока, но в нем значительно больше сахара, а в сливочном и пломбире также много жира. Поэтому мороженое более калорийно, чем молоко. Этот молочный продукт может содержать разные добавки — орехи, фрукты, ароматические вещества.

  1. Характеристика молока различных животных.

Вместе с коровьим используют молоко других животных:

  • Молоко кобылиц представляет собой белую с голубоватым оттенком жидкость сладкого вкуса. Оно обладает бактерицидными свойствами. Используют для приготовления кумыса.
  • Овечье молоко по сравнению с коровьим богаче жиром и белком и характеризуется более высокими кислотностью и плотностью.
  • Козье молоко по составу сходно с коровьим, но содержит больше альбумина. Из-за недостатка красящих веществ, оно бледнее, но содержит больше витамина С. Используют его в смеси с овечьим для производства сыров.
  • Молоко оленя характеризуется густой консистенцией. По густоте оно напоминает сливки, при употреблении его обычно разбавляют.
  1. Способы сохранности молока.

Молоко – скоропортящийся продукт, в нем содержатся болезнетворные микробы (туберкулезная палочка, кишечные микробы и пр.) В домашних условиях сырое молоко обязательно следует кипятить. При пастеризации все питательные свойства молока сохраняются, а болезнетворные микробы погибают.

Практическая работа для групп  «Определение качества молока»

1. Требования к качеству молока.

Молоко должно иметь однородную жидкость без осадка, молоко повышенной жирности не должно иметь отстоя сливок.

Вкус и запах должны быть чистыми, без посторонних, не свойственных свежему молоку привкусов и запахов. Цвет белый, со слегка желтоватым оттенком, у топленого — с кремовым оттенком, у нежирного — со слегка синеватым оттенком.

Встречающиеся в молоке пороки обусловливаются различными причинами — кормами, неправильной технологией обработки молока, нарушением режимов и сроков его хранения:

Пороки вкуса легко возникают под влиянием бактериальных процессов. Так:

  • кислый вкус появляется в результате деятельности молочнокислых бактерий;
  • горький — при длительном хранении молока при температуре ниже 10 градусов в следствии развития гнилостных микроорганизмов;
  • мыльный привкус молоко приобретает при длительном хранении, когда в результате развития гнилостной микрофлоры образуются щелочные вещества, которые омывают жир;
  • неприятные привкусы в молоке могут появляется от скармливания животным свежей крапивы, осоки, капусты, чеснока, репы и др.
  • соленый вкус образуется при некоторых заболеваниях вымени животных.

Пороки запаха чаще всего обусловлены специфичными запахами кормов или возникают при хранении молока в открытой таре в помещениях, где хранятся остро пахнущие продукты. Из порочащих запахов наиболее известны хлебный, чесночный, сырный и др.

Пороки консистенции образуются в результате деятельности некоторых микроорганизмов. Густую консистенцию молоко приобретает вследствие деятельности молочнокислых бактерий, слизистую или тягучую — при действии слизеобразующих микроорганизмов. В результате развития дрожжей, кишечной палочки и масляно-кислых бактерий в молоке образуется пена. При замерзании нарушается коллоидное состояние молока, в результате чего оно расслаивается — на стенках тары образуется опресненный лед, жир всплывает на поверхность, а белок концентрируется в центральной и нижней частях. При оттаивании в молоке образуются хлопья и комочки.

Пороки цвета появляются под влиянием пигментирующих бактерий, вызывающих покраснения, посинение и пожелтение молока. Причиной изменения цвета может быть также присутствие некоторого количества крови, попавшей в молоко при выдаивании вследствие болезненного состояния животного.

2. Определение физико-химических показателей молока.

Определение степени чистоты молока.

Материалы и оборудование: мерные цилиндры на 100-250 мл, ватные и бумажные фильтры, воронка, химический стакан.

Пояснение к заданию. В молоко при его получении, транспортировке, хранении могут попасть покровный волос с животного, частицы корма, подстилки, пыли, а с ними и микроорганизмы. Загрязненное молоко быстро портится. Для определения в молоке механических примесей (чистоты) нужно пропустить 50-100 мл молока через фильтр. Загрязненность ватного диска (фильтра) сравнить со стандартным эталоном:

По степени загрязненности молоко делят на три группы:

— молоко не оставляет на фильтре даже следов грязи (механических примесей меньше 3 мг на 1 л);

— на фильтре заметен сероватый осадок (примесей от 4 до 6 мг на 1 л.);

— на фильтре остались механические примеси, цвет фильтра грязно-серый (в 1 л примесей 7 мг и больше).

 

 

  10 мин. V.                Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит закрепление урока.

В чем заключается пищевая ценность молока?

Перечислить молочные продукты?

Каким видам тепловой обраюотки подвергают молоко?

Какие блюда готовят из молока?

VI.              

 

Демонстрируют свои знания.  
  5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

 

Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

стикеры

   2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

 

Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация  
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями  
       
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

 
Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                                      Класс: 6  урок 8
Тема: Сервировка стола к обеду и ужину. Напитки с использованием молока.
Цель урока:

 

Научить Сервировке стола, особенности сервировки стола казахской кухни

Задачи: Образовательная – научить правильному складыванию салфеток, оформлению тарелок

Развивающая –  способствовать развитию культуру питания, способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся

 

Ожидаемый результат Знать: правила сервировки стола, дастархана

Уметь: готовить ужин и сервировать стол к ужину, приглашать гостей

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. С помощью разрезанных пазлов делит класс на группы. Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы. пазлы
5 мин. II. Проверка домашней работы.

По методу «Мозговая атака» проводит проверку домашней работы.

 

 

Ученики отвечают на вопросы учителя. карточки
20 мин. III. Актуализация знаний. С помощью метода «Фишбоун» осуществляет усвоение нового материала.Предлагает ученикам карточки с заданиями.

 
 

Составление диаграммы Венна

 

 

 

 

 

. Оформления стола на ужин и в любое другое время, традиционная часть культуры питания любого народа. Это как ритуал, оформить так чтобы было вкусно и интересно поужинать. Складывание салфеток под определенный стол своеобразной фигур, делает достархан еще богаче. Оформления казахского национального дастархана отличается многим даже формой стола, которое сделан в круговую.
Прежде всего, стоит обратить внимание на скатерть и стол – это основа вашей сервировки. Обычно выбирают скатерть преимущественно светлых оттенков, особенно хорошо выглядит белоснежное полотно. Если стол имеет полированное покрытие, то под скатерть постелите клеенку.
По правилам углы скатерти должны скрывать ножки стола (берем за основу квадратный или прямоугольный стол). Спуск скатерти должен быть не менее 25 сантиметров, но и не опускаться ниже уровня сидения.
Расстилать полотно тоже лучше классическим образом: раскрывают ее на столе, затем беря за концы с одной стороны, поднимают и, «встряхивая», резко опускают вниз. Таким образом, между полотном и поверхностью стола образуется воздушная прослойка, дающая возможность лучше разместить скатерть. А вот тянуть за углы полотна и растягивать его категорически воспрещается!
Салфетки тоже играют немаловажную роль в сервировке стола. Вы можете выбрать их в тон скатерти, можете сыграть на контрасте и выбрать салфетки в тон цветочной композиции или свечам.

Посмотрите на  доску вы увидите схемы складывание салфеток разными способами.

1 группа складывает «кораблик» и сервирует стол для чай пития

2 группа складывает «Зайчик» и сервирует стол для ужина

 

3 группа складывает «Конвертик» сервируете казахский стол

 

. Вводный инструктаж:

Прежде, чем приступить к работе, учащимся должны рассказать о правилах оформления и сервировки стола

3.1 Работа с ножом

3.2 Работа с тарелками

3.3 Работа с кухонными приборами

 

 Практическая работа учащихся:

Сервировка столов

Текущий инструктаж – целевые обходы.

1 обход – проверить  организацию рабочих мест и соблюдение правил техники безопасности.

2 обход – проверить правильность построения базисной сетки и технологической последовательности.

3 обход – посмотреть своевременное окончание работы и оценить самостоятельную работу.

 

 

10 мин. IV. Закрепление урока. По методу «Ассоциативная карта» проводит закрепление урока.

Практическая работа 1 «Приемы складывания салфеток»

Учитель показывает приемы складывания салфеток. Учащиеся повторяют и показывают свои приемы

Поговорим о правилах. Вопрос: Какие правила нужно знать, чтобы встретить гостей, как вести себя за столом, как держать приборы?

равила этикета

Любой человек, переступивший порог твоего дома, является гостем, которого следует принять любезно и сердечно.

Если гость зашел больше, чем на несколько минут, ты должен предложить ему снять пальто. Причем ты должен помочь ему повесить пальто на вешалку.

Постарайся, чтобы гость поскорей освоился и почувствовал себя, как дома. Предложи ему сесть на самое удобное место. Займи гостя беседой, пусть гость сам выбирает тему для разговора.

Не оставляй гостя одного на долгое время. А если тебе ненадолго надо отвлечься, непременно извинись перед ним.

Если гость засиделся и не собирается уходить, а у тебя неотложные дела, ты должен найти очень тактичную форму, как дать ему это понять.

Локти на стол не клади, только кисти рук.

Закуски и салаты с больших блюд клади не теми ложками, которыми ешь сам, а теми, что на блюде.

Ложку или вилку с едой подноси к чуть склоненной голове, но никогда не наклоняйся к тарелке.

Прожевывай пищу обязательно с закрытыми губами — ни быстро, ни медленно, не чавкай и не разговаривай с полным ртом.

На тарелку клади ровно столько, сколько съешь.

Когда трапеза закончена, нож и вилку клади на тарелку параллельно друг другу справа.

 Если ты будешь держать вилку неправильно, то есть перпендикулярно к тарелке, она может скользнуть по гладкой поверхности тарелки и разбросать всю еду по столу.

Составляют ассоциативную карту. плакат
5 мин. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.
Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

Дерево Блоба

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

дополнительная информация  
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями  
       
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

 
Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дата:                                                                                                      Класс: 6   урок 9
Тема: Казахские национальные молочные напитки
Цель урока:

 

Познакомить учащихся с особенностями казахской национальной кухни.

Развивать находчивость, чувство коллективизма, дух соперничества, умение работать в команде.

 

Ожидаемый результат

 

Иметь представление о блюдах нац. кухки

 

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель. Делятся на группы. Шарики

 

5 мин. II. Проверка домашней работы.

По методу «Кубизм» проводит проверку домашней работы.

Конкурс «Пазлы»

Учащимся предлагается собрать слово из пазлов( Айран, шужык, кумыз, сорпа), а так же назвать еще мясные и молочные блюда из казахской кухни.

 

 

Ученики демонстрируют свои знания.  
20 мин. III. Актуализация знаний.

 С помощью метода «Ассоциативная карта» осуществляет усвоение нового материала.

Учащимся предлагается отгадать загадки, с переводом отгадок на казахский язык

1.     Летом в огороде свежие, зеленые,

А зимой в бочке желтые, соленые

Отгадайте, молодцы,

Как зовут нас?

( Огурцы- қияр- cucumber)

2.     Что за скруп? Что за хруст?

Это что еще за куст?

Как же быть без хруста?

Это ведь…

( Капуста- орамжапырақ- cabbage)

3.     И зелен, и густ, на грядке вырос куст.

Покапай немножко.

Под кустом…

( Картошка- картоп )

4.     Хоть и сахарной зовусь,

Но от жождя не взмокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Конечно же,  я…

( Свекла- қызылша- beet)

5.     За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

( Морковь- сәбіз- carrot)

6.     Туго закатано

Без ниток залатано,

На грядке запрятана

( Капуста- орамжапырақ- cabbage)

Викторина «Национальные казахские блюда»

1.                  Шұбат – Это кислое верблюжье молоко. Используется для лечения больных туберкулезом. ( Курорт « Боровое»)

2.                  Айран – Это кисломолочный продукт, национальный напиток, приготовленный из коровьего молока. В казахской кулинарии предпочтенье отдавалось кисло-молочной продукции, потому что ее  проще и легче было сохранить.

3.                  Құрт – Это творог, скатанный в колобки и высушенный на солнце.

4.                  Ірімшік – это жирный рассыпчатый творог.

5.                  Мясо – главный продукт  национальных блюд.

6.                  Қазы – это конские ребра, обработанные особым способом, которые укладывают в кишечную оболочку.

7.                  Шұжык – это конское мясо, пропущенное через мясорубку, диаметром 16-25 мм. Этот фарш набивают в кишечную оболочку вместе со специями.

8.                  Какое  самое ценное мясо у казахского народа (конина)?

9.                  ‘Как называется мясной бульон (сорпа)?

10.              Как называется варёное мясо (піскен ет)?

11.              Как называется одно из блюд, которое готовят из конины (қарта)?

12.              Как называется напиток из кобыльего молока (қымыз)?

13.              Как  называется обжаренное тесто на масле (бауырсақ)?

 

 

 

10 мин. VII.          Закрепление урока. По методу «Таксономия Блума» проводит закрепление урока.

Конкурс «Макет праздничного стола»

Учащимся предлагается на ватмане, вырезанном в виде дастархана, нарисовать макет праздничного стола, используя весь тот материал, который мы рассмотрели на классном часе.

 

 

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Кубик Блума

 

5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»

Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить.

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

дополнительная информация
дифференциация. Как вы планируете поддерживать учащихся? Как вы планируете стимулировать способных учащихся оценивание. Как вы планируете увидеть приобретенные знания учащихся? межпредметные связи, соблюдение СанПиН ИКТ компетентность. Связи с ценностями
     
рефлексия.

были ли цели обучения реалистичными?

Что учащиеся сегодня узнали? На что было направлено обучение?

Хорошо ли сработала запланированная дифференциация? Выдерживалось ли время обучения?

Какие изменения из данного    плана я реализовал и почему?

  Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

Итоговая оценка

Какие два аспекта в обучении прошли очень хорошо( с учетом преподавания и учения)?

Какие два обстоятельства могли бы улучшить урок( с учетом преподавания и учения)?

Что узнал об учениках в целом или отдельных лицах?

1.

 

2.

 

 

 

1.

 

2.

 

 

 

 

 

www.sabaktar.kz

  • Адрес электронной почты не публикуется. Обязательные поля отмечены *