БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС КСП КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН всего 68 ч, в неделю 2 ч

Понедельник, 28 Ноябрь, 2016

БИОЛОГИЯ 7 КЛАСС КСП КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН всего 68 ч, в неделю 2 ч

www.sabaktar.kz

 

 

Тема

Урок 1

Зоология — наука о Царстве Животные. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные.  Место и роль животных в природных сообществах.  Охрана животного мира.
Цель дать представление о зоологии, многообразии животных на Земле.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с дикими и домашними животными; раскрыть роль животных в природных сообществах; взаимосвязь животных в природе; зависимость жизни хордовых от человека; негативное и заботливое отношение к животным; об охране животного мира;

Развивающие: познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации,  останавливаться на вопросах ЕНТ;

 

Ожидаемый результат Научить учащихся формулировать определения терминов, выделять признаки классификации наук о животных, сравнивать растения и животных, доказывать свою точку зрения о роли зоологии в практической деятельности людей

 

 

Этап урока

 

Содержание учебного материала

модули
Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I.     Организационный. Психолого-педагогический настрой на урок.

Здравствуйте! Садитесь. Создание положительного микроклимата урока через минутку настроения, программирование учеников на успех.

Новые подходы в преподавании и обучении (Обучение тому, как учиться, диалоговое обучение)

Оценивание для обучения и оценивание обучения

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников

Управление и лидерство в обучении

Использование ИКТ в преподавании

 

 

II. Знакомство с

организацией учебных занятий  по курсу биологии «Животные»

·   Правила поведения в кабинете, знакомство с техникой безопасности, требования к урокам биологии.

·   Рассмотреть учебник,  познакомиться с его структурой, с  тетрадью.

 

 

 

III.  Изучение н/м 1.Зоология – наука о животных (слайд 2)

·      Вспомните,  как переводится слово «биология»?

Запись в тетради: Биология (от греч. «биос» – жизнь, «логос» – наука) — наука о живой природе (слайд 2).

·      Кто из ученых впервые предложил термин «биология»? (слайд 3). 

Термин «биология» предложил в 1802 году французский ученый Жан Батист Ламарк.

Все живые организмы на Земле объединены в царства (слайд 4).

·      Перечислите царства, существующие на Земле.

(Царства: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения, Животные).

·   Скажите, с какими царствами мы познакомились в 6 классе?

Правильно, в 6 классе на уроках  биологии вы познакомились с представителями четырех царств: Вирусы, Бактерии, Грибы, Растения.

·  Как вы думаете, какое царство мы будем изучать в этом году?

Правильно, мы приступаем к изучению нового царства живых организмов – Животные (слайды 3- 6).

·  А как называется раздел биологии, посвященный изучению животных?

Раздел биологии, посвященный изучению животных, их многообразия, строения и жизнедеятельности, связей со средой обитания, распространения, индивидуального и исторического развития, роли в природе и значения для человека, называется зоологией (от греч. зоон – «животное», логос – «учение») (запись в тетрадь).

Царства живой природы

Бактерии, дробянки
Растения
Вирусы
Животные
Грибы

 

 

 

  1. Привести примеры организмов, относящихся к различным царствам.
  2. Зоология – наука о животных.
  3. Распространение животных, среда обитания: повсеместно (воздух, вода, суша, почва, организм)
  4. Классификация и многообразие  животных:

Составление кластера «Животные»

Животные бывают одноклеточные и многоклеточные. Многоклеточные животные образуют самую многочисленную группу живых организмов планеты, насчитывает более 1,5 млн. ныне живущих видов. Одной из важнейших черт их организации является морфологическое и функциональное различие клеток тела. Между клетками в ходе эволюции произошло разделение, что позволило им эффективнее выполнять свои функции. Разные ткани объединились в органы, а органы – в соответствующие системы органов. Для осуществления взаимосвязи между ними и координации их работы образовались регуляторные системы – нервная и эндокринная. Благодаря контролю за деятельностью всех систем, многоклеточный организм работает как единое целое.

Многоклеточные животные имеют более крупные размеры. Для обеспечения питательными веществами у них формируется пищеварительный канал, что позволяет им заглатывать крупные пищевые частицы, поставляющие большое количество энергии. Для их расщепления появляются пищеварительные железы, выделяющие ферменты. Развившаяся опорно-двигательная система обеспечила поддержание определенной формы тела, защиту и опору для органов, а также активное передвижение многоклеточного животного в пространстве. Благодаря этой способности животные получили возможность осуществлять поиск пищи, находить укрытия и расселяться.

2. Современная зоология – система наук о животных.

? Какие науки нам уже знакомы из 6 класса?

Среди них  морфология и анатомия, изучающие внешнее и внутреннее строение организмов,

n     цитология – их клеточное строение (слайды 3- 6).

n     Физиология исследует деятельность клеток, органов, систем органов и целых организмов.

n    Эмбриология рассматривает индивидуальное развитие организмов.

n    Систематика – классификацию животных

n    Важную часть зоологии составляет экология, изучающая взаимоотношения животных между собой, а также с другими организмами и со средой обитания.

n     Палеонтология исследует ископаемых животных и их изменения в процессе исторического развития.

В школьный курс зоологии включены основы и других наук (слайд 7):

n    генетики, объясняющей закономерности наследственности,

n    зоогеографии – распространение животных,

n    этологии – их поведение

Зоология изучает различные группы животных, в том числе (слайды 8- 10):

n     особый мир животных представляют простейшие,

n    паразитические черви,

n    пауки,

n    насекомых,

n     рыб,

n    птиц,

n    млекопитающих и др.

Работа в  парах:

Самостоятельная работа с учебником по заданию:

Пользуясь учебником “Биология. 7 класс”  под редакцией  К.Кайым на странице 5, заполните таблицу “Биологические дисциплины в пределах зоологии” (время на выполнение – 10 минут).

Таблица “Биологические науки и объекты ими изучаемые”.

Биологическая наука Что изучает
1  
2  
3  
4  
5  
6  
7  
8  
9  
10    
11    
12    

 

3. Сходство и различия животных и растений (слайды 11- 12):

Для животных, как и для большинства других живых организмов, характерны следующие особенности:

1) клеточное строение,

2) способность к питанию,

3) дыханию,

3)выделению,

4)обмен веществ между организмом и окружающей средой,

5)размножение, рост, развитие.

6) Животные способны воспринимать раздражения и реагировать на них.

7) Они могут активно передвигаться. Большинство из них сами добывают себе пищу, преследуют добычу.

8) Животные освоили все среды жизни: водную, наземную, подземную и воздушную.

 

4. Отличие животных от растений (слайд 13):

Чем отличаются животные от растений?

1)      Клетки животных не имеют твердой целлюлозной оболочки.

2)      В отличие от растений животные питаются готовыми органическими веществами.

3)      В природных сообществах они играют роль потребителей (консументов) органического вещества.

4)      Воспринимают раздражения и реагируют на них.

5)      Большинство активно передвигаются.

6)      Освоили все среды жизни.

Работа в группах по заданию:

Заполните таблицу «Различия растений и животных»:

 

Признак сравнения Растения Животные
Питание    
Рост    
Движение    
Газообмен    
Строение клетки    

 

5). Многообразие животных (слайды 14- 19):

В настоящее время на Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всему земному шару. Живут в морях, океанах, реках, озерах, прудах; населяют леса, луга, поля; освоили воздушную и почвенную среды жизни. Известны животные, которые обитают в растениях, паразитируют в организмах других животных и человека.

Больше всего на Земле насекомых (бабочек, жуков, мух, пчел и др.) – более 1 млн. видов.

Известно около 130 тыс. видов моллюсков: улиток, слизней, перловиц, кальмаров.

Свыше 20 тыс. видов рыб населяют разные водоемы.

Современных птиц насчитывают по сравнению с другими группами немного – 8600 видов, млекопитающих– около 4000 видов.

Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни.

Одни передвигаются в воде при помощи ресничек, другие – благодаря плавникам. Большинство наземных животных при движении опираются на конечности. Насекомые, птицы, летучие мыши для полета используют крылья.

Самых маленьких животных можно увидеть только под микроскопом. Крупные наземные животные, например слоны, достигают в высоту 3,5 м и имеют массу около 5 т. Самое большое животное из когда-либо живших и живущих на Земле – синий кит длиной до 33 м и массой до 150 т.

 

6. Значение животных. Дикие и домашние животные (слайды 20- 22):

Работа в группах по заданию:

1 группа — Значение животных. Дикие и домашние животные.

2 группаОтрицательная роль животных в природных сообществах.

3 группа — Промысловые животные;

4 группа-  Обобщение по теме: Роль животных.

  1 группа:

Животные разнообразны не только по внешнему облику, строению, образу жизни, но и по той роли, которую они играют в природных сообществах. Велика роль в природе животных – опылителей растений. Это бабочки, жуки, мухи, шмели, пчелы и др. Без них облик наших лесов, лугов, полей был бы совсем другим.

Многие животные распространяют плоды и семена растений. Некоторые переносят их на шерсти и перьях. У птиц, питающихся сочными плодами, мякоть переваривается, а семена в плотной оболочке проходят через кишечник, не теряя всхожести, и распространяются на большие расстояния

(слайды 23- 25):

Хищные насекомые, птицы и звери регулируют численность своих жертв, среди которых много вредителей культурных растений.

Исключительно важное значение для людей имеют домашние животные. Мы получаем от них продукты питания (молоко, яйца, мед), шерсть, пух, кожу, шелк. Домашние животные выполняют различную работу

Одной из первых (более 10 тыс. лет назад) была одомашнена собака. Предком ее был волк. Сейчас выведено более 400 пород охотничьих, служебных и декоративных собак. В благодарность за верную службу и преданность люди поставили памятники собаке.

Породы собак (слайды 26- 28):

Самый знаменитый памятник собаке, находящийся в Париже, посвящен сенбернару, спасшему 40 человек из-под снежных лавин в Альпах.

n На Аляске поставлен памятник вожаку ездовых собак, который вывез потерявшего дорогу ездока к людям.

n  Есть памятники собаке-поводырю, собакам-пограничникам и тем, кто остался верен

своим хозяевам после их смерти.

n В Санкт-Петербурге известен памятник собаке, страдавшей во имя науки. Он был

сооружен по инициативе великого русского физиолога академика Ивана Петровича Павлова. На постаменте написаны его слова: «Пусть собака, помощница и друг человека с доисторических времен, приносится в жертву науке, но наше достоинство обязывает нас, чтобы происходило это непременно и всегда без ненужного мучительства».

(слайды 29):

Наибольшее значение имело одомашнивание крупного рогатого скота и лошадей. От них люди получают мясо, молоко, шкуры. Во многих районах этих животных используют в качестве тягловой силы при обработке земли и как транспортное средство. Большинство одомашненных животных – это млекопитающие и птицы.

2 группа:

Отрицательная роль животных в природных сообществах (слайды 30 — 32):

Многие из них приносят вред растениям, которыми питаются. Так, массовое появление гусениц непарного или кольчатого шелкопряда наносит огромный вред лесам. Они повреждают листья, почки, молодые побеги.

Стаи азиатской перелетной саранчи  полностью уничтожают растительность на огромных площадях, лишая пищи других растительноядных животных. Такие нашествия саранчи лишают человека урожая. Паразитические животные вызывают болезни диких, домашних животных и человек.

3 группа:

Промысловые животные (слайд 33):

Значительную часть белковой пищи человек получает за счет вылова рыбы в морях и океанах,   промысла морского зверя, охоты на кабанов, оленей, водоплавающих и лесных птиц.

4 группа (слайд 34-35):

n  А). Важное значение для научных исследований, обучения биологов и врачей имеет

n  разведение лабораторных животных – мышей, крыс, морских свинок. Давно разводят

n  декоративных аквариумных рыбок, канареек, попугайчиков, ткачиков.

Б). Одомашнивание животных продолжается до сих пор. В последние десятилетия успешно одомашнены серебристо-черные лисицы, песцы, норки, нутрии. Их разводят на зверофермах. Продолжаются работы по одомашниванию лося, глухаря, страусов.

 

7. Охрана животных (слайды 36 – 37).

После просмотра видеоролика ответьте на вопросы:

·  Знаете ли вы, что такое Красная книга?

·  Для чего она создана? Какие животные находятся под  охраной  в Казахстане?

·  Сколько заповедников в РК?

 

IV. Закрепление: 1.Что изучает комплексная наука зоология? Назовите специальные науки, входящие в ее состав.

2.Назовите внешние признаки приспособленности отдельных животных к обитанию в почве,  воде, на суше, в воздухе, а также в организме других животных.

3.Составьте план рассказа о многообразии и особенностях внешнего строения животных.

4. Какие признаки характерны для животных? В чем их отличие от растений?

5. Назовите отдельных вредителей сельскохозяйственных культур и известные вам способы борьбы с ними.

синквейн «Животные»

Работа с терминами, изученными на уроке.

1.      Ответьте на вопросы:

1)      Что изучает наука биология?

2)      Зоология – это наука о …..

3)      Назовите царства живой природы….

4)      Назовите животных, обитающих в воде ….

5)      Назовите животных, обитающих в воздухе ….

6)      К одноклеточным животным относят ….

7)      К многоклеточным животным относят ….

8)      К беспозвоночным животным относят….

9)      Назовите позвоночных животных….

Чем отличаются дикие животные от домашних? Приведите примеры.

 

 
V. Подведение итогов:       Современная зоология – это система наук, имеющих важное теоретическое и практическое значение: зоология, морфология, анатомия, цитология, физиология, эмбриология, систематика, экология, палеонтология, генетика, зоогеография, этология.

(слайд 37):

Итак, сегодня на уроке вы еще раз убедились в том, что наши соседи по планете удивительны и прекрасны, и что мы о них знаем явно не достаточно.
Давайте на каждом нашем уроке узнавать много нового и интересного о тех, кто кроме нас населяет нашу  планету.
До встречи на следующем уроке.

VI. Д/З: Страница 4- 5

Творческое задание: найдите занимательный материал о животных.

VI. Рефлексия Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления. Формулируют вывод о степени достижения цели урока

Осуществляют самоанализ деятельности на уроке и самооценку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема

Урок 2

Основные систематические группы животных:

Царство, Подцарство, Тип, Класс, Отряд, Семейство, Род, вид, популяция. Значение классификации животных

Цель Ученики должны знать:

Основные систематические категории – вид, род, отряд, семейство, класс, тип.

Какое влияние оказывает человек на животных;

Основные заповедники  РК.

развитие интереса к биологическим знаниям;

развитие умений и навыков учащихся;

 

Ожидаемый результат познакомиться с принципами классификации живых организмов; продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, строить схемы современной классификации.

 

Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Орг. момент

I     нт.

II. Зна     II. Проверка д/з:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

Изучение н/м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организационно-психологический настрой.

  

А). Устно:

1.Зоология –наука о животных.

2. Перечислить науки, изучающие животных.

3. Сходство и различия животных и растений.

4. Чем отличаются животные от растений?

5. Многообразие животных.

Б). Работа с тетрадью с заданиями для индивидуальной работы учащихся под редакцией Ж.Курмангалиевой – 2 человека:

1) задание 2 на стр.3: заполните таблицу «Значение животных»:

Значение животных
в природе в жизни человека
   
   
   
   
   
   
   

 

2) задание 3 на стр.3: «Назови среды жизни животных и распредели их»:

Среды жизни
……………………… ……………………… ……………………… …………………….
       
       
       
       
       

1) синий кит; 2) бычий цепень; 3) рысь; 4) паук – крестовик; 5) дождевой червь; 6) ящерица;

7)  щука;    8) клещ;     9) орёл;    10) кабан;    11) аскарида;      12) крот;    13) блоха;   14) дельфин;

15) слон.

 

1) Основные понятия темы.

Работа с понятиями в парах по вопросам:

1) . С какими понятиями мы  с вами знакомились в 6 классе? Дайте им определения.

2). Используя материал учебника под редакцией К.Каыма на страницах 134- 136, найдите,  выпишите и запомни незнакомые вам понятия в рабочую тетрадь.

Систематика                                Ареал

Классификация                           Таксоны

Вид                                              

Популяция

 

2).  История классификации животных на основные систематические группы.

На Земле существует около 2 млн. видов животных. Распространены они по всему земному шару. Животные очень разнообразны по внешнему и внутреннему строению, размерам, образу жизни. Их надо размещать по группам, иначе в таком разнообразии трудно разобраться. Изучением многообразия животных занимается систематика. Главная ее задача — это распределение животных по группам, то есть их классификация. Основная единица классификации — это вид животных.

 

Самостоятельная работа с учебником на странице 135:

Заполните таблицу «История открытия классификации животных»:

 

Фамилия ученого Его вклад в классификацию животных
   
   
   

 

 

Запомните:

— Карл Линней – основоположник систематики

— В основе систематики – бинарная номенклатура – двойное название любого организма (родовое и видовое название).

Пчела медоносная

Apis mellifera

 

Родовое название                                                                           Видовое название

 

3. Царства живой природы.

Используя свои знания прощлых лет и форзац учебника, заполните схему «Царства живой природы»:

 

Царства живой природы

 

 

 

 

Чтобы ориентироваться в многообразии животных существует  наука систематика.

Классификацию  животных  выстраивают  по  степени  сходства  организмов друг с другом.

Чем более похожи друг на друга два живых организма, тем ближе они располагаются в классификации.

 

4) Основные систематические категории в царстве Животные:

Так как классификацией занимались сотни систематиков, работающих как на одних и тех же, так и на разных материалах, возникла необходимость установить определенные правила и терминологию.

Самые группы (таксоны), на которые делят в настоящее время царство животных, называют типами. Каждый тип делят последовательно на классы, отряды, семейства, роды и виды (иногда выделяют и промежуточные категории, например подтипы, надсемейства и т.п.). По мере перехода от высшей к низшей иерархической группе степень родства между животными, входящими в один таксон увеличивается. В пределах одного вида все животные очень сходны по признакам и при скрещивании дают плодовитое потомство.

Международный язык систематики – латинский. Например: Человек разумный (Homo sapiens),

 Лягушка леопардовая (Rana pipiens).

Проблемный вопрос:  Какую особенность можно отметить и русском и в латинском варианте

названий?

 

В приведенной ниже  таблице такая система классификации проиллюстрирована примерами:

Царство Животные Животные Животные Животные
Тип Хордовые Хордовые Хордовые Хордовые
Подтип Позвоночные Позвоночные Позвоночные Позвоночные
Класс Костные рыбы Земноводные Млекопитающие Млекопитающие
Отряд Сельдеобразные Бесхвостые Хищные Приматы
Семейство Лососевые Лягушковые Кошачьи Гоминиды
Род Форели Настоящие лягушки Кошки Люди
Вид Форель ручьевая Лягушка леопардовая Кошка домашняя Человек разумный
Научное название Salmo trutta Rana pipiens Felis catus Homo sapiens

 

5. Вид — центральное  понятие классификации. Популяция. Ареал.

 

Видэто совокупность особей, населяющих  определенную территорию,  имеющих сходное строение, образ жизни,  способных скрещиваться и давать  плодовитое потомство.  

 

Популяция  — это совокупность особей  одного вида,  длительное время обитающих в определенной части  видового ареала относительно изолированно от других популяций.

 

Ареал место обитания популяции

 

 

6. Значение классификации животных.

Объединение в различные систематические группы делается специалистами-биологами не произвольно, а в соответствии с научными сведениями, основанными на детальном изучении строения животного, его физиологии, генетики, распространения и даже поведения.

Существует международный кодекс (свод правил) названий животных. Современная классификация

животных – естественная. Она отражает эволюционные, родственные отношения между ними.

 

С помощью разрезанных пазлов, класс делится  на группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Демонстрируют свои знания, умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работая в группах, ученики самостоятельно составляют кластер

IV.  Закрепление Работа у доски:

1. Определите в систему органического мира пчелу медоносную.

Царство Животные
Тип Беспозвоночные
Класс Насекомые
Отряд Перепончатокрылые
Семейство Пчелиные, настоящие (благородные) пчелы
Род Пчелы
Вид Медоносная пчела
Научное название Apis mellifera

2. Определите количество а) особей, б) видов и в) родов животных, перечисленных в данном списке:

1.     Лисица обыкновенная                 7. Кот барханный

2.     Медведь бурый                             8. Дрозд черный

3.     Ворона серая

4.     Саламандра пятнистая

5.     Медведь белый

6.     Сельдь атлантическая

 

3. Как вы можете объяснить слова К.Линнея, взятые эпиграфом к уроку:

Если не будешь знать имён, умрёт и познание вещей.

Карл Линней

3. Самостоятельная работа по вариантам:

Распишите по систематическим таксонам следующих животных:

1 вариант:

Лисицу обыкновенную

2 вариант:

Ласточку обыкновенную

3 вариант:

Собаку домашнюю

4 вариант:

Ворону городскую

Ученики обсуждают в парах и представляют всему классу.
Подведение итогов       Современная система животного мира построена на основе выявления родства между животными и их происхождения. В современной систематике типы животных располагаются от простых (низших) к более сложным  (высшим), что соответствует общему направлению исторического развития животного мира на Земле.

Основные систематические группы животных выглядят так: царство,  тип, класс, отряд, семейство, род, вид. В этой схеме царство — самая высшая и самая крупная систематическая группа животных, а вид — основная мелкая группа.

Объединение животных в группы делается не произвольно, а в соответствии с научными данными, основанными на детальном изучении.

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

V. Д/З: стр. 5 и параграф 35, вопросы после параграфа, закончить схему

Составить карточку на попугайчиков  по плану: название животного (русское, латинское), семейство, отряд, класс, родина.       

 
Рефлексия

 

Даётся анализ и оценка успешности достижения цели, и  намечаются перспективы последующей работы.

Было очень интересно.              Было интересно.           Иногда было интересно.

Я весь урок активно                    Я много работал.          Я иногда работал.

работал.

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

Систематиканаука, целью которой является распределение животных по различным группам, т.е. их классификация.

Таксон– единица классификации. Основная единица – ВИД.

Видэто совокупность особей, населяющих  определенную территорию,  имеющих сходное строение, образ жизни,  способных скрещиваться и давать  плодовитое потомство.  

Популяция  — это совокупность особей  одного вида,  длительное время обитающих в определенной части  видового ареала относительно изолированно от других популяций

Ареал место обитания популяции.

 

Систематика (классификация, таксономия) – наука о многообразии живых организмов и распределении их по группам на основании (эволюционного) родства.

Систематичекские единицы (таксоны) в порядке уменьшения:

  • надцарство
  • царство
  • подцарство
  • тип/отдел
  • класс
  • отряд/порядок
  • семейство
  • род
  • вид

Типы и отряды используются в классификации животных, а отделы и порядки – в классификации растений и грибов.

Самая большая из приведенных систематических единиц – надцарство. Самая маленькая (исходная, минимальная, основная единица систематики) – вид.

Типы делятся на классы, классы – на отряды/порядки, отряды/порядки – на семейства и т.п. И наоборот: из видов состоят роды, из родов – семейства, из семейств – отряды/порядки…

Систематики могут выделять множество дополнительных таксонов – подтип, подкласс и т.п.

Пример: систематика человека

  • надцарство: Эукариоты
  • царство: Животные
  • подцарство: Многоклеточные
  • тип: Хордовые
  • подтип: Позвоночные
  • класс: Млекопитающие
  • отряд: Приматы
  • семейство: Гоминиды
  • род: Человек
  • вид: Человек разумный

У всех видов «двойное название»: первое слово – название рода, второе – название вида.

 

Тема Краткая история развития зоологии. Развитие зоологии как науки в Республике Казахстан.  Урок 3.
Цель:

 

Знаю основные этапы истории зоологии и имена учёных-зоологов РК. Знаю систематические группы животных.  Умею устанавливать связь между датой и событием.

Формировать познавательный интерес.

Ожидаемый результат учить наблюдать, видеть необычное в окружающем обычном; прививать интерес к исследовательской деятельности;  
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся
УЭ – 1 Игра «Угадай, о чём речь?»

1 человек сидит спиной к классу. На спине – табличка с термином. Задаёт вопросы, на которые все могут ответить только «да» или «Нет»

Через 2 термина , правила меняются Один сидит спиной ко все и держит карточку с термином. Он отвечает только «да» или «Нет» на вопросы детей. Те угадывают ( 2 термина)

КЛАССИФИКАЦИЯ

БИНАРНАЯ НОМЕНКЛАТУРА

ЗООЛОГИЯ

СИСТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

«Снежный ком». Пускаю листок параллельно игре Дописать по порядку порядок систематических групп классификации животных

царство

 

Устно. Отгадавшие – 1 балл. По 2 мин на каждый термин (10 мин)
УЭ-2  

Развитие биологии

Ученый Вклад в развитие биологии
 Гиппократ (460 — ок. 370 до н. э.) дал первое относительно подробное описание строения человека и животных.
Аристотель (384—322 до н. э.) делил окружающий мир на четыре царства: неодушевленный мир земли, воды и воздуха; мир растений; мир животных и мир человека. Он описал многих животных, положил начало систематике. В написанных им четырех биологических трактатах содержались практически все известные к тому времени сведения о животных. Заслуги Аристотеля настолько велики, что его считают основоположником зоологии.
Гай Плиний Старший (23—79) собрал известные к тому времени сведения о живых организмах и написал 37 томов энциклопедии «Естественная история». Почти до средневековья эта энциклопедия была главным источником знаний о природе.
Левенгук Антони Ван

(1632 – 1723 гг.)

создал  микроскоп;

открыл и описал неизвестный тогда ученым мир простейших животных.

 Карл Линней (1707-1778) предложивший систему классификации животных и растений
  Жан Батист Ламарк  в 1808 г. в работе «Философия зоологии» поставил вопрос о причинах и механизмах эволюционных преобразований и изложил первую по времени теорию эволюции.
 Зоолог Теодор Шванн (1818—1882) и ботаник Маттиаса Якоб Шлейден (1804—1881)  Создатели клеточной теории. Клеточная теория, которая научно подтвердила единство живого мира
 

3. Вместе с учителем.(10 мин)

 

УЭ-3 Работа с ресурсом «История зоологии в  Казахстане»

Составьте хронологию развития зоологии в РК, с указанием даты и имени учёного, а также его открытие.

Первые письменные сведения о животных, населяющих территорию нашей республики, мы находим в трудах ученого XI века Махмуда Кашгари. Немалый вклад в описание животного мира республики внесли арабские, персидские и китайские путешественники.
Отейбойдак Тлеукабылулы был одаренным казахским целителем. В своей лечебной практике он ставил эксперименты на самом себе. Он первым нашел способ предотвращения повторного заражения оспой. Применив этот способ сначала на себе, он вылечил затем мальчика, заболевшего оспой. Таким образом, целитель Отейбойдак первым создал оспенную вакцину. В это время ему было 49 лет. Общеизвестно, что английский врач Эдуард Дженнер открыл вакцину оспы в 1798 г. Выходит, что целитель Отейбойдак опередил его на 352 года.
В изучение животного мира республики большой вклад внесли материалы многочисленных научных экспедиций.
Особенно ценны работы великого казахского ученого Шокана Уалиханова.
Первые зоологические исследования в Казахстане проводились в XVIII-XIX вв. Первые научные сборники были опубликованы Н. А. Северцевым (о распространении животных в Туркестане), Г. В. Никольским (о позвоночных животных Балхашской котловины). В начале XX в. JI. С. Берг изучал рыб Аральского моря и Балхашского озера, а птичью фауну — Н. А. Зарудный и П. П. Сушкин. П. И. Мариковский внес огромный вклад в изучение мира насекомых и популяризацию энтомологии (наука о насекомых). Им опубликовано множество научных и научно-популярных книг.

Письменно. (10 мин)
УЭ-4 Соотнесите ученого и его вклад в развитие зоологии (возле ученого укажите соответствующую букву)

 

                I.      1                                                   II.      Левенгук   ___ А                                            III.      Первые письменные сведения о животных, населяющих территорию Казахстана
          IV.      2                                                         V.      Дарвин   ___ Б                                  VI.      Казахский целитель
       VII.      3                                   VIII.      Аристотель ____ В                        IX.       Автор книги «Происхождение видом путем естественного отбора»
            X.      4                XI.      Махмуд Кашгари   ____ Г                                           XII.      Изучал кишечных паразитов
    XIII.      5                          XIV.      Мариковский  ____ Д        XV.      Открыл и описал мир одноклеточных животных
    XVI.      6  XVII.      ОтебойдакТлеукабылулы  ___ Е                       XVIII.      Занимался изучением мира насекомых
    XIX.      7                                              XX.      Скрябин  ____ Ж                 XXI.      Описал около 500 видов животных
Письменно. На листочке. (10 мин.)

 

УЭ-6 Подведение итогов.

1минутное эссе

Какие цели ОР вами были достигнуты?

Запишите домашнее задание в дневник

Выучит последовательность систематики животных

Рефлексия.

 

 

Запись дом зад. (2 мин.)

 

Входящий контроль 7  класс  1 вариант

 

А. Выберите все правильные ответы.

  1. Внешнее и внутреннее строение животных изучает наука

    а) физиология      б) эмбриология      в) анатомия      г) палеонтология

  1. Коровы относятся к группе животных

а) диких               б) домашних          в) промысловых     г) паразитических

  1. Наземно-воздушную среду обитания освоили

а) птицы              б) рыбы                   в) паразитические черви       г) кроты

  1. Дельфины обитают в среде

а) организменной    б) наземно-воздушной      в) водной         г) почвенной

  1. Животные, как и другие организмы

а) имеют клеточное строение            б) питаются и размножаются

в) активно передвигаются                  г) дышат и развиваются

  1. Цели работы систематики

а) изучение строения организма                    б) изучение взаимоотношения организмов

в) классификация организмов                 г) изучение взаимодействия организмов и среды

 

В. Установите соответствие

  1. Установите соответствие между группами животных и их представителями

Группы животных                                             Представители

а) хищники                                     1) сокол  2) плотва  3) голубь  4) щука  5) волк  6) заяц

б) жертвы                                        7) тигр    8) антилопа  9) стрекоза  10) комар

 

С. Постройте диаграммы         

  1. Постройте диаграммы численности птиц и млекопитающих. Какая группа отличается большим разнообразием и во сколько раз? Количество видов птиц – 8600, видов млекопитающих — 4000. Чем это можно объяснить?

 

Входящий контроль 7 класс  2 вариант

А. выберите все правильные ответы

  1. Классификацию животных изучает наука

а) физиология      б) систематика      в) анатомия      г) экология

  1. Кабаны относятся к группе животных

а) диких                б) домашних         в) промысловых     г) паразитических

  1. Почвенную среду обитания освоили

а) дождевые черви      б) лоси       в) кроты       г) рыбы

  1. Соловьи обитают в среде

а) организменной      б) наземно-воздушной     в) водной      г) почвенной

  1. Животные, в отличие от других организмов

а) питаются и размножаются                б) имеют клеточное строение

в) активно передвигаются                     г) дышат и развиваются

  1. Царство животных делится на систематические группы

А) вид           б) класс               в) тип               г) отряд

В. Установите соответствие

  1. Установите соответствие между группами животных и их представителями

Группы животных                                                        Представители

а) паразиты                                     1) плоские черви  2) клещи  3) люди 4) клопы 5) лоси

б) хозяева                                        6) блохи  7) собаки  8) лисы  9) вши  10) лошади

 

 С. Решите задачу

  1. Сравните массу и длину тела самых крупных животных: слона и кита. Масса слона 5 тонн, длина тела 3,5 метра, масса кита 150 тонн, длина тела 33 метра. Во сколько раз показатели параметров тела кита превышают соответствующие показатели параметров тела слона? Чем это можно объяснить?

 

Ресурс №1.  Развитие зоологии

Ученый Вклад в развитие биологии
 Гиппократ (460 — ок. 370 до н. э.) дал первое относительно подробное описание строения человека и животных.
Аристотель (384—322 до н. э.) делил окружающий мир на четыре царства: неодушевленный мир земли, воды и воздуха; мир растений; мир животных и мир человека. Он описал многих животных, положил начало систематике. В написанных им четырех биологических трактатах содержались практически все известные к тому времени сведения о животных. Заслуги Аристотеля настолько велики, что его считают основоположником зоологии.
Гай Плиний Старший (23—79) собрал известные к тому времени сведения о живых организмах и написал 37 томов энциклопедии «Естественная история». Почти до средневековья эта энциклопедия была главным источником знаний о природе.
Левенгук Антони Ван

(1632 – 1723 гг.)

создал  микроскоп;

открыл и описал неизвестный тогда ученым мир простейших животных.

 Карл Линней (1707-1778) предложивший систему классификации животных и растений
  Жан Батист Ламарк  в 1808 г. в работе «Философия зоологии» поставил вопрос о причинах и механизмах эволюционных преобразований и изложил первую по времени теорию эволюции. 
 Зоолог Теодор Шванн (1818—1882) и ботаник Маттиас Якоб Шлейден (1804—1881)  Создатели клеточной теории. Клеточная теория, которая научно подтвердила единство живого мира

 

Ресурс №2.

«История зоологии в  Казахстане»

Составьте хронологию развития зоологии в РК, с указанием даты и имени учёного, а также его открытие.

Первые письменные сведения о животных, населяющих территорию нашей республики, мы находим в трудах ученого XI века Махмуда Кашгари. Немалый вклад в описание животного мира республики внесли арабские, персидские и китайские путешественники.
Отейбойдак Тлеукабылулы был одаренным казахским целителем. В своей лечебной практике он ставил эксперименты на самом себе. Он первым нашел способ предотвращения повторного заражения оспой. Применив этот способ сначала на себе, он вылечил затем мальчика, заболевшего оспой. Таким образом, целитель Отейбойдак первым создал оспенную вакцину. В это время ему было 49 лет. Общеизвестно, что английский врач Эдуард Дженнер открыл вакцину оспы в 1798 г. Выходит, что целитель Отейбойдак опередил его на 352 года.
В изучение животного мира республики большой вклад внесли материалы многочисленных научных экспедиций.
Особенно ценны работы великого казахского ученого Шокана Уалиханова.
Первые зоологические исследования в Казахстане проводились в XVIII-XIX вв. Первые научные сборники были опубликованы Н. А. Северцевым (о распространении животных в Туркестане), Г. В. Никольским (о позвоночных животных Балхашской котловины). В начале XX в. JI. С. Берг изучал рыб Аральского моря и Балхашского озера, а птичью фауну — Н. А. Зарудный и П. П. Сушкин. П. И. Мариковский внес огромный вклад в изучение мира насекомых и популяризацию энтомологии (наука о насекомых). Им опубликовано множество научных и научно-популярных книг.

 

 

  • Адрес электронной почты не публикуется. Обязательные поля отмечены *