БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС КСП КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН всего 68 ч, в неделю 2 ч

Понедельник, 28 Ноябрь, 2016

БИОЛОГИЯ 11 КЛАСС КСП КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН всего 68 ч, в неделю 2 ч

www.sabaktar.kz

 

Тема Введение  Уровни и свойства живого.   Урок 1
 Цель создать  условия  для  систематизации  ранее  изученного  материала  по  многообразию  живого мира на Земле,  знаний  учащихся о свойствах и уровнях  ее организации, раскрыв их тесную взаимосвязь.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Орг.

момент

 

II. Актуализация знаний:

 

Во

 

 

Ш.

Изучение н/м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV. Закрепление:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Д/З:

 

 

 

 

VI. Рефлексия.

Настрой учащихся на работу.

Вв           1. Что изучает биология?

2. Знания, каких естественнонаучных законов является основой научного мировоззрения и необходимо для решения практических задач?

3. По какому принципу происходит подразделение биологии на отдельные науки?

4. Почему оптимальное использование живой природы?

  

А. Отличие живого от неживого (флипчарт, страница 2).

Работа в группах по заданиям:

(Учащиеся отвечают на вопрос, обосновывают свое мнение).

Группа №1:

Можно ли назвать живыми и почему следующие организмы:

а) животных в состоянии анабиоза;

б) человека под наркозом;

в) бактерии в высушенном состоянии;

г) сухие дрожжи?

Группа №2:

Постоянство структурно- функциональной организации биологических систем – гомеостаз — как обязательное условие существования биологических систем.

Группа № 3:

Какое явление, свойственное всем живым системам, лежит в основе приведенных фактов:

1) лягушка не может жить в соленой воде, а в пресной выделяет много мочи;

2) живая сельдь в морской воде «несоленая»;

3) в крови человека, содержащую воду, необходимо вводить физиологический раствор.

Группа №4:

1. Приведите примеры систем живой природы.

2. Назовите примеры систем неживой природы.

Вывод: обменные процессы в живом веществе обеспечивают гомеостаз – постоянство структурно – функциональной организации системы.

 

Б). Свойства живых организмов: (ЕНТ) (флипчарт, страница 3).

Самостоятельная работа с учебником под редакцией Р.Сатибекова на стр.

 4 – 6 по заданиям:

1 группа:

1.    Единство химического состава.

2.    Обмен веществ и энергии (метаболизм).

2                   3.   Ритмичность.

3        группа:

1.    Самовоспроизведение.

2.    Наследственность.

3.    Изменчивость.

4        группа:

1.    Рост и развитие.

2.   Раздражимость.

3.  Дискретность.

4 группа:

5                   1. Саморегуляция.

2. Единый уровень организации живых организмов.

6                   3. Приспособляемость.       

? Выберите те признаки живых организмов, о которых в тексте учебника речь не шла.

(дискретность, саморегуляция, ритмичность).

 

Вывод: живые организмы резко отличаются от неживых систем своей исключительной сложностью и высокой структурной и функциональной упорядоченностью. Эти отличия придают жизни качественно новые свойства.

 

В). Основные уровни организации живых организмов (флипчарт, страница 4).

Живая природа представляет собой сложно организованную иерархическую систему. Ученые на основании особенностей проявления свойств живого выделяют несколько уровней организации живой материи.

 

Молекулярный           клеточный            тканевой            органный          

(молекулы)               (клетка)                 (ткань)                  (орган)

 

организменный       популяционно- видовой        

(организм)                     (вид, популяция)

 

Биогеоценотический (экосистемный)               биосферный.

(БГЦ, экосистема)                                    (биосфера)

     Схема показывает отдельные уровни организации жизни, связь их между собой, вытекание одного из другого и показывает целостность живой природы.

Самостоятельная работа с учебником под редакцией Р.Сатибекова на стр.

 6 – 9 по заданиям и приложениями1 и 2(флипчарт, страница 5).

1      группа :

1.    Молекулярный.

2.    Клеточный.

2. группа:

1.   Тканевой

2.   Органный.

3      группа:

1. Организменный.

2.    Популяционно- видовой.

4 группа:

1.    Биогеоценотический

2.    Биосферный

 

По ходу объяснения уровней организации  живых организмов группами учащиеся  класса заполняют предложенную таблицу 1 (флипчарт, страница 6):

Уровни организации Биологическая система Элементы, образующие систему
1 Молекулярный Органоиды Атомы и молекулы
2 Клеточный Клетка (организм) Органоиды
3 Тканевой Ткань Клетки
4 Органный Орган Ткань
5 Организменный Организм Системы органов
6 Популяционно-видовой Популяция Особи
7 Биогеоценотический (экосистемный) Биогеоценоз  (экосистема) Популяции
8 Биосферный Биосфера Биогеоценозы (экосистемы)

 

 

 

Вывод: строение живых систем характеризуется дискретностью, т.е. разделенностью на функциональные единицы. Так, атомы состоят из эле-ментарных частиц, из атомов состоят молекулы, из молекул (крупных и малых) – органоиды, ко-торые образуют клетки, из клеток формируются ткани, а из них – органы и т.д.

 

Выделение отдельных уровней организации жизни до некоторой степени условно, так как они тесно связаны между собой и вытекают один из другого, что говорит о целостности живой природы.

 

1.    Работа у доски (флипчарт, страница 7):

Соотнесите рисунки соответственно уровням организации живых организмов

А) Молекулярный

Б) Клеточный

В) Тканевой

Г) Органный

Д) Организменный

Е) Популяционно- видовой

Ж) Биогеоценотический (экосистемный)

З) Биосферный

 

1                       2                        3                          4

 

 

 

5                                   6                            7

Решение проблемных вопросов(флипчарт, страница 8) :

1.    «Озоновые дыры» и воздействие УФ- лучей на клеточном и молекулярном уровнях жизни.

2.    Невозможность лечить человека без знания особенностей строения и функционирования клеток.

3.    Для решения, каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?

4.    Приведите примеры использования методов биологических наук из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.

параграф 1,2 заполнить таблицу.

 

(флипчарт, страница 9).

Страница 3-9

Творческое задание по группам: Каково значение биологии  для понимания всего живого.

 

(флипчарт, страница 10).

Какие ощущения вы испытывали  при изучении этой темы?

Ученики осмысливают поставленную цель. Дети делятся на группы с помощью наводящих вопросов учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики демонстрируют свои знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В.Гарвея,  эксперименты Л. Пастера.
Цель обобщить знания учащихся о признаках живых организмов; дать определение понятия «жизнь»; рассмотреть первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни, опыты Ф. Реди, взгляды Гарвея, эксперементы Л.Пастера;

 

Этоп урока Деятельность учителя Деятельность обучающихся
I. Орг. момент

I     нт.

II. Зна     II. Проверка д/з:

   Во     

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш. Введение в тему.

 

 

 

 

 

 

 

IV. Изучение н/м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Закрепление:

 

 

 

 

VI.  Подведение итогов

 

 

 

 

VII. Д/З:

Организационно-психологический настрой.

 

Устно:

1.Какие изменения происходят в живых организмах при обмене веществ?

2.Как вы понимаете понятие наследственность?

3.Какова роль размножение организмов?

4.Какие основные соединения имеются в составе живых организмов?

5.Перечислите основные свойства живых организмов?

6.Что вы понимаете под дискретностью живых организмов?

7.Дайте характеристику свойства раздражимости организмов. Объясните на примерах.

8. Как осуществляется связь между отдельными свойствами живых организмов?

 

Вопрос о том, когда на Земле появилась жизнь, всегда волновала человечество. Ответы на него содержатся в священных писаниях практически всех религий. Хотя точного научного ответа на него до сих пор нет, некоторые факты позволяют высказать более или менее обоснованные гипотезы. В Гренландии исследователями был найден образец горной породы с крошечным вкраплением углерода. Возраст образца более 3,8 млрд лет. Источником углерода, скорее всего, было какое-то органическое вещество – за такое время оно полностью утратило свою структуру. Ученые полагают, что этот комочек углерода может быть самым древним следом жизни на Земле.

 

А). ЧТО ТАКОЕ «ЖИЗНЬ»?

Для перехода к проблеме происхождения жизни на Земле сначала давайте вспомним отличия живого от неживого и определение понятия “жизнь”.

1.    Перечислите отличия живых организмов  от неживых систем.

(примерный ответ учащегося: живые объекты отличаются от неживых обменом веществ — непрерывным условием жизни, способностью к размножению, росту, активной регуляции своего состава и функций, к различным формам движения, раздражимостью, приспособляемостью к среде и т. д.).

 

2.    Как вы понимаете понятие  «жизнь»?

Работа в группах по заданиям:

Объясните, как вы понимаете высказывания Мать Терезы (Агнесс Гонджа Бояджиу, католическая монахиня, известная всему миру миссионерской деятельностью, в 1979 г. была удостоена Нобелевской премии):

1 группа: «Жизнь – возможность, используйте ее…»

2 группа:  «Жизнь – красота, восхищайтесь ею…»

3 группа: «Жизнь – мечта, осуществите ее…»

4 группа: «Жизнь – игра, сыграйте ее…»

(отчет- выступление спикеров групп).

 

3.    Определения понятия «жизнь» учеными.

Жизнь — это высшая по сравнению с физической и химической форма существования материи. Окончательного и строгого определения понятия «жизнь» нет до сих пор. Так, например, неясно, можно ли вирусы считать формой жизни, т. к. вне клеток хозяина они не проявляют никаких признаков жизни, например, они не могут размножаться.

Материалистическое определение жизни дал Ф. Энгельс в книге «Анти-Дюринг» более ста лет тому назад. Он писал:  «Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является постоянный обмен веществ с окружающей их внешней природой, причем с прекращением этого обмена веществ прекращается и жизнь, что приводит к разложению белка».

Однако в определении Энгельса отсутствует важная сторона живых систем — их способность к самовоспроизведению.

Ф. Энгельс: Жизнь – форма  существования белковых тел.

 Аристотель: Жизнь —  питание, рост,  отмирание.

И. П. Павлов: Жизнь —  сложный  химический процесс

А. И. Опарин:  Жизнь —   особая, очень сложная  форма движения  материи.

? Можно ли сформулировать определение понятия «жизнь»?

Определение М.В. Волькенштейна: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот».

Но каждая из этих характеристик по отдельности может быть обнаружена и в неживых системах.

1. Открытая система – система, обменивающаяся с ВС энергией и веществом (примеры: паровой котел, костер).

2. Саморегуляция (авторегуляция) – автоматическое сохранение постоянства состава и свойств самой системой (примеры саморегулирующегося технического устройства: карбюратор).

3. Пример самовоспроизведения неживых структур – образование кристаллов в насыщенных солевых растворах.

Попытки современных ученых дать полное определение жизни до сих пор не увенчались успехом. Дело в том, что живые организмы обладают рядом признаков, отсутствующих у большинства неживых систем, но среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Поэтому проще всего дать определение жизни, перечислив основные свойства живых организмов.

Достижения биологии нашего времени позволили вскрыть новые черты, характерные для живых организмов, и на этом основании дать более подробное определение понятия «жизнь». Одно из таких определений принадлежит отечественному ученому М.В.Волькенштейну.

В этом определении подчеркивается значение нуклеиновых кислот, которые обеспечивают преемственность признаке и свойств.

 

Б). РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОИСХОЖДЕНИИ ЖИЗНИ.

С глубокой древности и до нашего времени было высказано множество гипотез о возникновении жизни на Земле. Однако все их многообразие сводится к двум взаимоисключающим точкам зрения. Сторонники биогенеза полагали, что все живое происходит только от живого. Их противники защищали теорию абиогенеза; они считали возможным происхождение живого от неживого, то есть допускали самозарождение жизни.

 

Основные точки зрения на возникновении жизни на Земле
БИОГЕНЕЗ
АБИОГЕНЕЗ

 
 

 

Жизнь возникла не однократно в результате самозарождения
Земля существовала вечно, всегда была способна поддерживать жизнь; если изменялась, то незначительно (гипотеза вечности жизни).
Земля и жизнь созданы Высшим Разумом (Богом).

 

 

 

 

Живые организмы появились на Земле 3,5 млрд.лет назад в ходе биохимической эволюции.

 

 

 

 

 

Жизнь занесена из космоса вместе с метеоритами, далее – эволюция.

 

 

 
Работа в группах по заданиям:

Используя дополнительные источники, приложения и учебник на стр. 10 – 13, подготовьте материал, обсудите его и выступите перед классом по предложенной гипотезе возникновения жизни на Земле:

1 группа: гипотеза креационизма;

2 группа: гипотеза самопроизвольного самозарождения;

3 группа: теория стационарного состояния или гипотеза «вечности жизни»;

4 группа: теория панспермии.

 

В).  Взгляды У. Гарвея на вопрос о возникновении жизни на Земле.

В 1651г против общепринятого мнения о самозарождении выступил английский ученый

У. Гарвей. Он является основателем экспериментальной физиологии и эмбриологии, изучавший систему кровообращения, обосновал теорию эпигенеза. Гарвей наблюдал за развитием зародышей у кур, косуль и особей других животных. Ученый опроверг учение Галена о том, что главный орган кровообращения не сердце, а печень. Гарвей впервые обнаружил, что в человеческом организме кровообращение происходит по замкнутому кругу: кровь течет по артериям к органам и возвращается в сердце по венам.

В 1651г он издал книгу «Исследования зарождений животных», в которой высказал идею: «млекопитающие развиваются из яйца», то есть отверг представление о самозарождении жизни на Земле.

Но, не смог ответить на вопрос, каким образом это происходит?

 

Г). Опыты итальянского врача Франческа Реди (сообщение ученика) стр. 15 учебника.

Итальянский поэт, литератор, историк, знаток различных областей естествознания, остроумный экспериментатор. Получив образование в области философии и медицины в Пизе, вернулся в Ареццо, где стал главным медиком при Тосканском дворе и главным фармацевтом герцогства. Исследовал действие змеиного яда; доказал, что яд гадюки безвреден, если его проглотить. Был также специалистом по насекомым и паразитам   «…жизнь может возникнуть только из предшествующей жизни…».

«Мухи не родятся из гниющего мяса. Черви не заводятся сами собой в гниющем мясе. Они выводятся из яичек, отложенных туда мухами…»

В 1668г Ф.Реди подверг сомнению теорию самопроизвольного  зарождения жизни на Земле, поставив опыт. Реди взял 4 горшка с широким горлом, поместил в один мертвую змею, в другой – немного рыбы, в третий – угрей, в четвертый – кусок телятины, плотно закрыл. Затем поместил то же самое в 4 других горшка, оставив их открытыми. Вскоре мясо и рыба в открытых сосудах зачервивели, и можно было видеть, как мухи свободно залетают в сосуды и вылетают из них. В закрытых горшках не оказалось ни одного червяка, хотя прошло много дней, после того как был начат опыт.

Вывод: «…жизнь может возникнуть только из предшествующей жизни…

Д). Эксперимент Пастера (сообщение ученика).

В 1859г  Французская академия наук объявила конкурс на научную работу, которая доказала бы невозможность самопроизвольного возникновения жизни на Земле.

Луи Пастер (1822-1895) – французский ученый, основоположник современной микробиологии и иммунологии, иностранный член-корреспондент, почетный член Петербургской АН. Поставил точку в многовековом споре о самозарождении некоторых форм жизни, опытным путем доказав невозможность этого.

 

Провел ряд опытов, поместив мясной отвар в колбы, у которых горлышко было вытянуто в длинную трубочку, изогнутую на манер шеи лебедя —  воздух проходил в колбу, а микроорганизмы застревали в горлышке. Отвар оставался стерильным, что указывало на отсутствие самозарождения микроорганизмов.

Луи Пастер доказал, зарождение живого из неживого невозможно никогда и ни при каких условиях.

Но встал вопрос: каким же образом первоначально возникла жизнь на Земле?

Пастер объяснял это тем, что все микробы, содержащиеся в воздухе, просто-напросто оседают на стенках узкого горлышка и не добираются до питательной среды. Свои слова он подтвердил, хорошенько встряхнув колбу, так чтобы бульон ополоснул стенки изогнутого горлышка, и обнаружив на этот раз в капле отвара микроскопических животных. Своими опытами Пастер нанёс последний и сокрушительный удар по теории самозарождения жизни, от которого она уже не смогла оправиться — он блестяще и эффектно подтвердил, что никакая в мире сила не способна превратить неживую материю в живые существа, пусть даже они ничтожно малы. Всё научное общество вынуждено было согласиться с его доводами, окончательно закрыв вопрос о самозарождении.

 

1.Как объяснил Аристотель появление жизни?

2.Что доказал опыт Ф.Реди?

3.Охарактеризуйте опыт Ф.Реди?

4. Охарактеризуйте опыт Л.Пастера?

 

• Жизнь — это лишь искра в бескрайней тьме: появится, померцает и исчезнет навсегда.

• По сравнению с бесконечностью времени срок человеческой жизни лишь исчезающе краткое мгновенье, но это все, что нам здесь дано.

• Поэтому надо вести свою жизнь в свете вечности и тратить время и таланты на дела, обладающие вечной ценностью.

 

Параграфы 1,2 (стр. 14- 16)

Творческое задание:  Составьте эссе, ответить на вопросы:
1. В чем заключается ценность жизни?

2. В чем смысл человеческой жизни?

3. Почему нужно беречь жизнь?

 

Ученики кидая друг другу мяч, называют хорошие качества своих одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики демонстрируют свои знания и умения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обучающиеся выполняют задание на доске и в тетрадях под руководством учителя, повторяя правила нахождения производных и таблицу производных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока

 

Приложение 1

 

Ф. Энгельс: Жизнь – форма  сущестания белковых тел.

 Аристотель: Жизнь —  питание, рост,  отмирание.

И. П. Павлов: Жизнь —  сложный  химический процесс

А. И. Опарин:  Жизнь —   особая, очень сложная  форма движения  материи.

Определение М.В. Волькенштейна: «Живые тела, существующие на Земле, представляют собой открытые саморегулирующиеся и самовоспроизводящиеся системы, построенные из биополимеров – белков и нуклеиновых кислот».

 

 

Приложение 2.

Креационизм, утверждающий, что жизнь была создана сверхъестественным существом (Богом, космическим разумом и т.п.), к этому направлению примыкают теологи и философы-идеалисты. Этот процесс был произведен один раз, больше он не повторится и поэтому не доступен экспериментальной проверке. Поэтому эту теорию обычно выносят за рамки научного исследования.

Остальные направления материалистичны.

Теория самопроизвольного зарождения — жизнь самозарождается при создании для этого подходящих условий, и это на протяжении всей истории Земли на ней происходило неоднократно, однако попытки создания жизни в искусственных лабораторных условиях (в «пробирке») химическим путем пока не удались.

Теория стационарного состояния или «вечности жизни». Жизнь существовала всегда, и только изменялись ее формы.

Теория панспермии. Жизнь на Землю была занесена из космоса, поскольку в нем зародыши жизни и белковые элементы непрерывно переносятся с планеты на планету (основание – найденные на метеоритах органические соединения).

 

 

1 группа: гипотеза абиогенеза:

1.Учение о сотворении мира Богом — креационизм.

Согласно этой теории жизнь возникла на Земле в результате какого-то сверхъестественного события в прошлом. Ее придерживаются последователи почти всех наиболее распространенных религиозных учений.

Традиционное иудейско-христианское представление о сотворении мира, изложенное в книге Бытия, вызывало и продолжает вызывать споры. Христиане признают, что Библия – это завет господа людям, а вот из-за длины «дня» существуют разногласия: некоторые считают, что мир и все населяющие его организмы были созданы за шесть дней продолжительностью по 24 часа, другие считают, что «день» был гораздо длиннее. Они отвергают любые другие точки зрения и целиком полагаются на вдохновение, созерцание и божественное откровение.

С одной стороны, здесь нет никакой проблемы. Если читать священную книгу Библию, то там написано, что последовательно Бог создал Землю и все живые организмы в течение шести дней.

1 день — Бог отделил свет от тьмы. Свет назвал днем, а тьму ночью.

2  день — небо.

3  день — сушу и моря, а также растения.

4 день — солнце, луну и звезды.

5 день — разных животных.

6 день — сотворил человека.

К седьмому дню совершил дела свои, которые он делал.

Был ли этот мир сотворен Богом? Будет признавать человек эту гипотезу, или нет. Это его право. Мы рассмотрим научные гипотезы.

 

Послушайте, ребята,
История проста:
Была земля когда-то
Безвидна и пуста.

Бог в первый день творенья
Сказал: «Да будет свет!»
И по Его веленью
Тьмы беспросветной нет.

Он твердию небесной
Все воды разделил.
И стало так чудесно:
Второй день наступил!

А в третий день явились
И суша, и моря,
И зеленью покрылась
Красавица Земля.

И творческою силой
Наш Милосердный Бог
Небесные светила
В четвертый день зажег.

И рыбы заблестели
Во глубине морской,
И птицы полетели
В день пятый над землей.

Чтоб веселее стало
С великой добротой
Зверей больших и малых
Бог создал в день шестой.

Исполненный желанья
Он создал наконец
любимое созданье —
Творения венец.

Бог создал человека.
И все, что сотворил,
Он до скончанья века
Ему лишь подарил.

В седьмой день отдыхал Он
От всех Своих трудов.
Все пели Богу славу.
Был чудный мир готов!

(прот. А.Трохин)

 

2 группа: гипотеза самопроизвольного самозарождения;

В начале ХIII столетия люди верили в то что плодов некоторых деревьев появляются ягнята. Считалось, что есть деревья, из плодов которых, упавших на землю, образуются птицы, из упавших в воду –  рыбы.

Бельгийский врач Ван Гельмонт (1579 – 1644 г.г.) предлагал рецепт для зарождения мышей: «Положи в горшок зерна, заткни его грязной рубашкой и жди. Что случится? Через 21 день появятся мыши: они зародятся из испарений слежавшегося зерна и грязной рубашки…»

Аристотель (384 – 322 г.г. до н. э.), которого называют основателем биологии, писал, что «лягушки и насекомые заводятся в сырой почве…»

Теофраст Парацельс (1493 – 1541)

«Возьми известную человеческую жидкость (мочу), оставь гнить ее сперва запечатанной в тыкве, потом в лошадином желудке 40 дней, пока не начнет жить, двигаться и копошиться, что легко заметить… потом ежедневно, в тайне и осторожно, с благоразумием, питать его человеческой кровью и сохранять в продолжении 40 седмиц в посто-янной и равномерной теплоте желудка, то произойдет настоящий живой ребенок, имеющий все члены, как дитя, родившееся от женщи-ны, но только весьма маленького роста». Такого человечка из пробир-ки алхимики называли ГОМУНКУЛ (гомункулус).

Идеи самозарождения поддерживали: Галилей, Декарт, Гарвей, Гегель, Ламарк.

Гельмонт придумал рецепт получения мышей из пшеницы и грязного белья.

Бэкон считал, что гниение – зачаток нового рождения. Гарвей, как и Бэкон, думал, что черви и насекомые могут зарождаться при гниении. Парацельс пытался разработать рецепты создания искусственного человека – гомункулуса путем помещения человеческой спермы в тыкву. В XV–XVI вв. считали, что львы возникли из камней пустыни.

Согласно Декарту, самозарождение – естественный процесс, который происходит при некоторых условиях. Идеи самозарождения жизни поддерживали Коперник, Галилей, Декарт, Гарвей, Гегель, Ламарк, Гете, Шеллинг. Их авторитет о многом определил широкое распространение этой идеи.

 

3 группа: теория стационарного состояния или гипотеза «вечности жизни»;

Согласно этой теории, Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды также существовали всегда.

Оценки возраста Земли очень варьируют: от 6000 тысяч лет до 5 млрд. лет по современным оценкам, основанным на скорости радиоактивного распада. Более совершенные методы дают все более высокие оценки возраста Земли, что позволяет сторонникам теории стационарного состояния полагать, что Земля существовала всегда. Согласно этой теории, виды также никогда не возникали, они существовали всегда и у каждого вида есть лишь две возможности – либо изменение численности, либо вымирание.

Сторонники этой теории не признают, что наличие или отсутствие определенных ископаемых остатков может указывать на время появления или вымирания того или иного вида, и приводят в качестве примера представителя кистеперых рыб – латимерию. По палеонтологическим данным кистеперые вымерли в конце мелового периода, 70 млн. лет назад. Однако это заключение пришлось пересмотреть, когда в районе Мадагаскара были найдены живые представители кистеперых.

Внезапное появление какого-нибудь ископаемого вида в определенном пласте они объясняют увеличением численности его популяции или его перемещением в места, благоприятные для сохранения останков. Большая часть доводов в пользу этой теории связана с такими неясными аспектами эволюции, как значение разрывов в палеонтологической летописи.

 

4 группа: теория панспермии.

Эта теория не предлагает никакого механизма для объяснения первичного возникновения жизни, а выдвигает идею о ее внеземном происхождении.

Теория панспермии утверждает, что жизнь могла возникнуть один или несколько раз в разное время и в разных частях Галактики или Вселенной. Для обоснования этой теории используются многократные появления НЛО, наскальные изображения предметов, похожих на ракеты и «космонавтов», а также сообщения о якобы встречах с инопланетянами.

Панспермия  (от греч. Pan – всё и сперма),  гипотеза о возможности переноса жизни в космическом пространстве с одного тела на другое. В более узком смысле – гипотеза занесения жизни на Землю из космоса, предложенная Рихтером в 1865 году и окончательно сформулированная Аррениусом в 1895 году. Согласно этой гипотезе, наиболее вероятно попадание живых организмов внеземного происхождения на нашу планету с метеоритами и космической пылью. Это предположение опирается на данные о высокой устойчивости некоторых микроорганизмов и их спор к радиации, вакууму и другим воздействиям. Однако до сих пор нет достоверных фактов, подтверждающих внеземное происхождение микроорганизмов, найденных на метеоритах.

Исследования в космосе позволяют считать, что вероятность обнаружить жизнь в пределах Солнечной системы ничтожна, — однако они не дают никаких сведений о возможности жизни вне этой системы. При изучении материалов метеоритов и комет в них были обнаружены многие «предшественники живого» — такие вещества, как цианогены, синильная кислота и органические соединения, которые, возможно, сыграли роль семян, падающих на Землю.

 

 

 

Дата:                                                                             Класс: 11    урок 3
Тема: Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В.Гарвея,  эксперименты Л. Пастера.
Цель урока: сформировать представление о теории вечности жизни, материалистических представлениях о возникновении жизни на Земле;
  Деятельность учителя Деятельность обучающихся Наглядности
3 мин. I. Организационный момент

Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Расскажи мне обо мне», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. Проводят игру «Расскажи мне обо мне». Называют хорошие качества своих одноклассников. С помощью пазлов делятся на группы. Пазлы
10 мин. II. Проверка пройденного материала. С помощью приема «Карта бита» осуществляет проверку знаний учащихся. Демонстрируют свои знания.

 

Карты
15 мин. III. Актуализация знаний

Цель этапа: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. Организует повторение знаний, закрепление умений. С помощью метода «Путешествие по галерее» осуществляет усвоение нового материала.

Гипотеза стационарного состояния или гипотеза вечности жизни,  утверждает, что жизнь на Земле никто не создавал, поскольку она существует вечно. Происхождение неживого из живого. Раскаленные массы земного шара – живые организмы со своим обменом веществ. По мере остывания Земли эти массы распадались на части и выпадали из жизненного круговорота, которые составляли неорганическую природу.  Виды тоже никогда не возникали, они были и есть, а эволюции не существует. Может происходить лишь изменение численности видов или их вымирание.

Гипотеза вечности жизни была выдвинута немецким ученым В. Прейером в 1880 г., который  предполагал, что даже раскаленные области внутри земного шара могут являться скоплением живых организмов со своим обменом веществ.

После опытов Пастера многие его современники стали считать, что живые существа вообще никогда и ни при каких условиях не могут возникать иначе, как путём рождения. Отсюда следует, что жизнь существует вечно, что она только меняет свою форму, переходя от одного живого существа к другому, но никогда безжизненная материя не может перейти в живую иначе, как через посредство живого организма.

Согласно гипотезе стационарного состояния или вечности жизни Земля никогда не возникала, а существовала вечно; она всегда была способна поддерживать жизнь, а если и изменялась, то очень мало; виды также существовали всегда.

Гипотезу стационарного состояния иногда называют гипотезой этернизма (от лат. еternus – вечный).

Это представление соответствует концепции вечной несотворенной Вселенной, характерной для восточных религий, таких как индуизм и буддизм. В контексте современных астрономических знаний эта гипотеза не рассматривается как научная.

По Прейеру, проблемы происхождения жизни вообще нет. Он рассматривает жизнь как существующую вечно. Более того, он ставит вопрос о происхождении неживого из живого, ему предшествовавшего во времени. Соответственно этому ученый рассматривал раскаленные массы формировавшегося земного шара как гигантские живые организмы со своим особым обменом веществ. По мере остывания Земли эти массы распадались на части, которые не могли вновь слиться и поэтому выпадали из жизненного круговорота. Они-то и составляли неорганическую природу.           

 

Задание для группы

 

1 группа . Исходя из этих критериев, можно ли считать ледник или реку живыми телами?

Ответ: Для них характерно – рост, подвижность, обмен веществ, развитие, но они не способны к воспроизведению себе подобных.

2 группа . Звезды, планеты, звездные системы (галактики) рождаются, стареют и умирают, т.е. эволюционируют, они подвижны и даже могут образовывать новые звезды. Можно ли считать их живыми телами?

Ответ: Нет, так как новые образования не будут подобны исходным, т.е. способность к самовоспроизведению себе подобных отсутствует.

3 группа. Только в 50-х годах нашего столетия стало ясно, что жизнь связана не только с белками, но и с нуклеиновыми кислотами – носителями наследственной информации. Некоторые ученые были склонны считать живыми уже единичные молекулы белка.

Вопрос: Можно ли согласиться с их точкой зрения? Как вы считаете?

 

Ответ: Так как белки не обладают способностью к самовоспроизведению и обмену веществ, следовательно, образование белка в результате химического процесса не равносильно возникновению жизни.

Заполнить таблицу «Этапы развития жизни на Земле»

Этапы развития Механизм действия Роль этапов в эволюции
Абиогенный (химческий)    
Предбиолгический    
Биологический    

 

 

10 мин. IV. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

1. С какими теориями возникновения жизни вы сегодня познакомились?

2. В чем смысл теории вечности жизни?

3. Перечислите материалистические теории происхождения жизни

 

Демонстрируют свои знания. Отвечают на разноуровневые вопросы. Разноуровневые карточки
5 мин. V. Итог урока

Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности.
Проводит рефлексию.

-Какую цель мы поставили сегодня на уроке?

-Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока. Оценивают работу своих одноклассников. С помощью смайликов изображают свое настроение. Карточки

 

Смайлики

 

 

 

 

 2 мин. VI. Домашняя работа. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

 

Ученики записывают в дневниках. Дневник

Итог урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

 

  • Адрес электронной почты не публикуется. Обязательные поля отмечены *