БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС КСП КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН всего 68 ч, в неделю 2 ч

Понедельник, 28 Ноябрь, 2016

БИОЛОГИЯ 10 КЛАСС КСП КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЛАН всего 68 ч, в неделю 2 ч

www.sabaktar.kz

 

 

 

Класс 10               Четверть 1       Урок № 1    Предмет биология Дата:
Тема занятия: Биология как наука, место биологии в системе наук, значение биологии для понимания научной картины мира, связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и другие), место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, цели и задачи курса.
Общие цели: связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и другие), место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, цели и задачи курса.
Задачи. Обр-ные связь биологических дисциплин с другими науками (химией, физикой, математикой, географией, астрономией и другие), место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, цели и задачи курса.
Развивающие: Учить самостоятельно добывать знания, анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии, обобщать, систематизировать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия, ставить и разрешать проблемы.
Результаты обучения: Ученик будет: знать о сущности биологических понятий

Уметь:  работать в группе, составлять постер, работать с новым материалом.

Этапы

Время

  Действия учителя Действия учеников
Орг. Момент

2 мин+2 мин

 Деление учащихся на 3 разноуровневые  по успевае-мости группы    Физминутка «Настроение» делятся на 3 группы

выполняют физмин.

II.Актуализация знаний — 8 мин Предлагает выбрать от каждой группы по 1 представителю для защиты постеров

  1. .  Что изучает наука биология?
  2. Какие царства живой природы вам известны?
  3. Какие науки  изучены в 6-8 классах?
  4. Повторение терминов: науки в зависимости от объекта изучения: ботаника, зоология, микробиология, вирусология, антропология, микология.
  5. Отрасли биологической науки:  анатомия, физиология, морфология, генетика, биохимия, цитология, экология, эволюция и др.
  6. 9-11 классы – общая биология.

Что изучает общая биология? Предмет и объект изучения общей биологии?

Выбирают спикера группы для ответов

Выступают с защитой постера

Мотивация к изучению темы (1-2 мин.) Запишите тему урока отвечают на вопросы: Записывают тему, составляют цели
III.Изучение нового материала.

5 мин.

Знание и пони-мание    5 мин.

Отвечают на вопросы, заполняют таблицы, обсуждают задания.
Применение

8 мин.

 Предлагает выполнить задания по карточкам

  1. Свойства живых организмов:
Свойства Связанные с ним понятия
Обмен веществ и энергии Метаболизм, анаболизм, катаболизм
Размножение Наследственность, изменчивость
Рост и развитие, движение Онтогенез
Саморегуляция Гомеостаз
Раздражимость Рефлекс, таксисы,  тропизмы
Дискретность Обособленность
  1. Подведение итогов. Вывод об отличиях живой и неживой природы.
  2. Уровни организации жизни (составление схемы)
Уровень Раздел биологической науки
Молекулярно-генетический Молекулярная биология, биохимия
Клеточный Цитология, микробиология
Тканевый Гистология
Органный Анатомия, физиология
Организменный Ботаника, зоология, микробиология, антропология, вирусология, микология
Популяционно-видовой Экология, эволюционная теория
Биогеоценотический Экология
Биосферный Экология, учение о биосфере

 

  1. Подведение итогов. Вывод об уровнях организации жизни.

6. Методы биологической науки:

— наблюдение

— описание

— сравнение

— инструментальный

— опытный, экспериментальный

— моделирование

 

Выполняют задания
Анализ и Синтез

5 мин

Предлагает выполнить постер и подготовить одного ученика для его защиты.

  1. Работа с терминами, изученными на уроке

метаболизм, анаболизм, катаболизм, онтогенез, рефлекс, таксисы, тропизмы, дискретность, гомеостаз, уровни организации жизни.

Выполняют постер Защита и обсуждение
Оценивание

2 мин

 Предлагает провести само – и взаимооценивание работы групп. Заполняют оценочные листы
Рефлексия-2 мин   Для самооценивания раздает каждому учащемуся раздаточный материал «лестница успеха» для определения уровня знаний. оценивают, как они поняли изученный материал
Д/з 1мин Выучить параграф, сделать записи в тетради. Записывают Д/з

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема

Урок 2

Предмет, задачи, и методы исследования современной цитологии, значение цитологических исследований для других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Цель

 

познакомить учащихся с основными методами  изучения клетки и их значением для других наук.

Задачи:

Образовательные: сформировать знания о предмете и задачах цитологии,  выяснить какие методы используются в цитологии для изучения клетки;

Развивающие:  развивать умения сравнивать, анализировать, делать выводы развивать логическое мышление, речь учащихся, совершенствуя технику публичных выступлений;

 

 

Ожидаемый результат умение самостоятельно работать с учебником, легко оперировать его компонентами, самостоятельно актуализировать базовые знания  на основе вопросов перед изучаемым параграфом.
Этап урока  

Содержание учебного материала

Индивидуально-коррекционная работа
   
I. Орг.

момент

I     нт.

II. Зна     II.Проверка д/з:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш. Введение в тему

 

 

 

 

 

 

 

IV. Изучение н/м:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Закрепление

 

 

 

 

 

VI. Подведение итогов:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

VII. Д/З:

 

 

VIII. Рефлексия.

Приветствие. Психологический настрой на активную деятельность на уроке.

Организационный момент

Цель этапа:Активизация учащихся, создание ситуации успеха.

Мотивация учащихся к учебной деятельности

 

А). Работа с тетрадью с заданиями для индивидуальной работы учащегося под редакцией Ж.Курмангалиевой для 10 класса по заданиям – 3 человека:

1).стр. 3 задание 1

2)  стр. 3 задание 2

3) стр. 3 задание 3

Б). Устно:

1. Как вы думаете, какова роль биологии в современном обществе, какова роль биологических знаний в нашей жизни?

2. Согласны ли вы с утверждением, что биология – ведущая наука 21 века? Какие крупные открытия сделаны в последние годы?

3. Для решения, каких глобальных задач человечества необходимы знания биологии?

4. Приведите примеры использования методов биологических наук из ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.

5. Какова основная цель науки?

6. Что такое научный метод? В чем его основной принцип?

7. Что такое научный эксперимент?

8. Каких ученых Казахстана вы запомнили ?

 

В). Проверка выполнения творческого задания  по группам на выбор:

1. Каково значение биологии  для понимания всего живого.

2. Напишите  эссе «Является  ли биологическая наука  частью      культуры человечества?»

 

Клетка – это интересный, удивительный и загадочный мир, который  характерен для любого живого существа, исключая вирусы. Но разгадать тайны клетки смогли разгадать лишь  при изобретении в конце 16 века первого микроскопа.

Используя слайд 3, скажите: что объединяет растительную и животную  клетки?

(ядро, мембрана, цитоплазма).

А). Предмет и задачи цитологии (слайд 4).

На рубеже19 и 20 веков  сформировалась новая  биологическая наука ЦИТОЛОГИЯ (от  греческого «cytos» — ячейка, клетка, «logos» —  учение) – наука, изучающая строение клетки, её химический состав и процессы жизнедеятельности, происходящие в ней.

Предметом ее изучения является клетка как структурная и функциональная единица жизни.

В задачи цитологии входит изучение

·      строения и функционирования клеток,

·      их химического состава,

·      функций отдельных клеточных компонентов,

·      познание процессов воспроизведения клеток,

·      приспособления к условиям окружающей среды,

·      исследование особенностей строения специализированных клеток,

·      этапов становления их особых функций,

·      развития специфических клеточных структур и др

Б). Методы изучения клетки их значение для других биологических наук, медицины, сельскохозяйственного производства (слайды 5- 7).

Для решения перечисленных  задач в цитологии используются различные методы исследования:

1). Световая микроскопия – основной метод изучения клеток (слайд 5).

2). Электронный микроскоп (слайд 5).                                                                                                                                      3). Гистохимические методы (слайд 6)

4). Метод дифференциального центрифугирования (слайд 6).

5).  Метод рентгеноструктурного анализа (слайд 6).

6). Метод авторадиографии (слайд 7).

7). Флуорисцентная микроскопия (слайд 7).

8). Метод культуры клеток и тканей (слайд 8).

9).  Методы микрохирургии (слайд 8).

Работа в группах по заданию:

Используя приложение 1, заполните таблицу «Методы изучения клетки»:

Название метода изучения клетки Сущность метода
     
     
     
     
     
     

 

В). Значение методов изучения клеток для других биологических наук, медицины, сельскохозяйственного производства.

За последние 40-45 лет цитология из описательно-морфологической превратилась в экспериментальную науку, ставящую перед собой задачи изучения физиологии клетки, ее основных жизненных функций и свойств, ее  биологии. Другими словами – это физиология клетки. Возможность такого переключения интересов исследователей возникла в связи с тем, что цитология тесно сопряжена с научными и методическими достижениями биохимии, биофизики, молекулярной биологии и генетики. Вообще, цитология тесно связана практически со всеми биологическими дисциплинами, так как все живое на Земле (почти все!) имеет клеточное строение, а цитология как раз и занимается изучением клеток во всем их многообразии. Цитология тесно связана с зоологией и ботаникой, поскольку изучает особенности строения растительных и животных клеток; с эмбриологией при изучении строения половых клеток; с гистологией – строение клеток отдельных тканей; с анатомией и физиологией, так как на основе цитологических знаний изучается строение тех или иных органов и их функционирование. Клетка имеет богатый химический состав, в ней протекают сложные биохимические процессы – фотосинтез, биосинтез белка, дыхание, а также происходят важные физические явления, в частности, возникновение возбуждения, нервного импульса, поэтому цитология тесно связана с биохимией и биофизикой. Чтобы понять сложные механизмы наследственности, нужно изучить и понять их материальные носители – гены, ДНК, которые являются составными компонентами клеточных структур. Из этого возникает тесная связь цитологии с генетикой и молекулярной биологией. Данные цитологических исследований широко используются в медицине (общий анализ крови, где по количеству клеток врачи судят о состоянии пациента, искусственное оплодотворение,  пластическая хирургия, пересадка клеток красного костного мозга, влияние никотина, алкоголя, наркотиков на клетки организма человека, вызывая в них изменения), сельском хозяйстве (искусственное оплодотворение),  ветеринарии,  клонировании (генная инженерия), генетике (стволовые клетки, изменение формы эритроцита), в различных отраслях промышленности (пищевая, фармацевтическая, парфюмерная и др.).

Устно:

1). Что изучает цитология?

2). Перечислите известные вам методы исследования клетки.

Какое значение имеет цитология для других наук?

1)    Что такое цитология?
2)    Какие задачи существуют в этой науке?
3)    Как человечество решает эти задачи и какие использует для этого методы?

4)    Кем, когда и как была открыта клетка?

5)    Что изучает клеточная биология и какое значение имеет клеточная теория для науки?

6)    Назовите основной метод в цитологии. Насколько важны результаты этого метода в изучении клетки и ее органелл?
7)    Какой вы знаете последний и самый новый метод в цитологии?

Чаще всего используются микроскопические методы исследования, позволяющие изучать структуры клеток и их компонентов. Разные виды  микроскопов (световые, люминесцентные, фазово- контрастные) позволяют получать увеличение до 2-2,5 тыс. раз.                                          С помощью гистохимических методов можно устанавливать локализацию различных химических компонентов (белков, ДНК, РНК, липидов и др.) в клетках.                                                Для изучения тончайших структур клеток (вплоть до макромолекул) применяют метод электронной микроскопии, в котором вместо пучка света используется поток электронов. Разрешающая способность электронного микроскопа составляет сотни тысяч раз. Биохимические методы исследования позволяют изучать  химический состав клеток и биохимические реакции, которые протекают в них.                                                                              Методом дифференциального центрифугирования выделяют отдельные компоненты клетки (митохондрии, лизосомы т.п.) для дальнейшего изучения.                                                                            С помощью метода рентгеноструктурного анализа исследуют пространственную конфигурацию и некоторые физические свойства макромолекул (например, ДНК), что входят в состав клеточных структур. Процессы матричного синтеза и деления клеток удается изучить с помощью метода авторадиографии — введение в клетку радиоактивных изотопов и последующее изучение их включения в вещества, которые синтезируются клеткой.

Параграф 1 страница 6- 10, конспект, используя словесную формулу Цицерона: Кто? Что? Где? Чем? Зачем? Как? Когда? Составьте вопросы к параграфу.

-Закончите предложение:

«Знания,  полученные на уроке мне необходимы…»

«Я получил полезную информацию о том, что…»

Д

Проявление интереса к материалу изучения.

Оценивают правильность выполнения заданий

Приложение 1:

1). Световая микроскопия – основной метод изучения клеток.

Изучает клеточные формы и структуры: ядро, митохондрии, хлоропласты, аппарат  Гольджи.     Человеческий глаз обладает разрешающей способностью около 100мкм (1 мкм = 0,001 мм). Это означает, что две точки,  расположенные на расстоянии менее чем 100 мкм друг от друга, кажутся одной расплывчатой точкой. Чтобы различить более мелкие структуры, применяют оптические приборы, в частности микроскопы. Разрешающая способность микроскопов составляет 0,13—0,20 мкм, т. е. примерно в тысячу раз превышает разрешающую способность человеческого глаза. С помощью световых микроскопов, в которых используется солнечный или искусственный свет, удается выявить многие детали внутреннего строения клетки — отдельные органеллы, клеточную оболочку. Создать световой микроскоп с большим разрешением невозможно, потому что разрешающая способность связана с длиной волны световых лучей, а не только с качеством увеличительных стекол.

2). Электронный микроскоп.

Электронные микроскопы, изобретённые в 1931г Дэвиссоном и Калбеком, позволяют исследовать клетку на молекулярном уровне.  Для изучения ультратонкого строения клеточных структур прибегают к методу электронной микроскопии. В электронных микроскопах вместо световых лучей используется пучок электронов. Разрешающая способность современных электронных микроскопов составляет 0,1 нм, поэтому с их помощью выявляют очень мелкие детали. В электронном микроскопе видны биологические мембраны (толщина 6—10 нм), рибосомы (диаметр около 20 нм), микротрубочки (толщина около 25 нм) и другие структуры.

Современные электронные микроскопы дают увеличение до 1000000 раз. Он более детально позволяет рассматривать структуру органоидов клетки.

3). Гистохимические методы используют для исследования химического состава, выяснения локализации отдельных химических веществ в клетке, основанные на избирательном воздействии реактивов и красителей на определенные химические вещества цитоплазмы.

4). Метод дифференциального центрифугирования  используют для изучения состава и функций тех или иных клеток.  Он основан на различной плотности органоидов и при очень быстром  вращении на  центрифуге органоиды  располагаются в растворе  слоями в соответствии со  своей плотностью.

Метод дифференциального (разделительного) центрифугирования позволяет разделить с помощью центрифуги содержимое клетки на отдельные разные по массе составляющие и затем детально изучить их химический состав.

5). Метод рентгеноструктурного анализа дает возможность определять пространственное расположение и физические свойства молекул (например, ДНК, белков), входящих в состав клеточных структур.

6). Для выявления локализации мест синтеза биополимеров, определения путей переноса веществ в клетке широко используется метод авторадиографии — регистрации веществ, меченых радиоактивными изотопами.

7). Флуорисцентная микроскопия.

Живые  клетки  наблюдают  в  ультрафиолетовом свете. При этом, одни  компоненты начинают сразу  светиться, другие  светятся при добавлении  специальных  красителей. Флуорисцентная микроскопия позволяет  увидеть места расположения нуклеиновых кислот, витаминов, жиров.

8). Метод культуры клеток и тканей.

Изучение клеток разных органов и тканей растений и животных, процессов деления клетки, их дифференцировки и специализации проводят методом клеточных культур — выращиванием клеток (и целых организмов из отдельных клеток) на питательных средах в стерильных условиях.
9). При исследовании живых клеток, выяснении функций отдельных органелл применяют методы микрохирургии — оперативного воздействия на клетку, связанного с удалением или имплантированием отдельных органелл, их пересаживанием из клетки в клетку, введением в клетку крупных макромолекул и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок. 3    .    биология 10
Тема урока  История открытия и изучения клетки.
Общая цель рассмотреть основные положения клеточной теории строения организмов.
Ожидаемые результаты

 

Знают:  историю изучения клетки.  Вклад ученных в развитии науки цитологии. Основные положения клеточной теории, Значение клеточной теории в развитии науки.  Умеют:  анализировать, сравнивать, выделять главное, формулировать выводы.
Тип урока Комбинированный урок.
Задания

 

 

 Составление  вопросов по таксономии Блума ( работа в группе)

Составление   таблицы (работа в группе)

Работа с тестом. «Основные положения клеточной теории»( индивид раб)

Творческие  задачи (работа в группе)

Ход урока:
Этапы урока Действия учителя  Действия ученика
Вводная часть Организационный момент  нацеливание на определенный результат.

Приветствие учащихся. Отметка отсутствующих.

Составление критериев по которым учитель и уч-ся будут оценивать  работу на уроке .

Знакомит с  «Листом достижений».  И деревом успеха

 

1.         Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности..

2.         Предлагают свои идеи по оцениванию

 

3.Учащиеся знакомятся с листом достижений. Определяют свое положение на дереве успеха.

Проверка  дом заданий

И актуализация знаний

 

 

 

 

Актуализация знаний.

Используя  таксономию Блума составьте вопросы высокого и низкого  порядка  по тему «Предмет цитологии, задачи и методы изучения! (работа в группе)

Подведение к теме.

Мы знаем, что клетку называют Структурно- функциональной единицей жизни. Почему? После выслушивания всех предложений озвучивается общая формулировка:

Объявляется и записывается тема урока.

Задание 1. Блиц опрос. Учитель задаёт вопросы, ответы должны быть точными и краткими.

Вопросы.

Какими царствами представлена живая природа? (растения, животные, грибы, растения)

Из чего состоят представители царств живой природы? (клеток)

Какое еще существует пятое царство? (вирусы)

Какова особенность вирусов? (не имеют клеточного строения)

Какие существуют уровни организации жизни? (молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический, биосферный)

Задание 2. Зарядка для ума.

Учитель. Мы с вами изучили признаки живых организмов. На доске записано всего несколько, только вот буквы все перепутались. Найдите и запишите в тетради эти признаки. Первые трое правильно ответившие получат отличные оценки:

жидрастьмораз – раздражимость;

таниепи – питание;

гуциясаремоля – саморегуляция;

сорт – рост;

витиераз – развитие;

леднасвенстность – наследственность;

ханеиды – дыхание;

мноразниеже – размножение.

Задание 3. Вспомни, сопоставь, покажи. Учитель. На доске висит таблица «Строение растительной и животной клеток». Что объединяет эти клетки? Пойти к доске и на таблице показать общие компоненты (ядро, мембрана, цитоплазма)

 

Учащиеся составляют вопросы  и задают  до=ругой группе. Оценивают.

Уч-ся отвечают на  проблемный вопрос. ( Является наиболее простой  живой системой, проявляющей главные признаки жизни: дискретность, самовоспроизведение, саморегуляция.)

Учащиеся записывают тему урока, формулируют задачи урока, выдвигают свои предположения.

Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

История  открытия  клетки.

Предлагает уч-ся в тетрад составить таблицу «Развитие знаний о клетке»  используя полученные ранее знания и текст учебника на стр 11-12.

 

Демонстрирует  портреты ученных  внесших вклад в исиория открытия клетки.

Создание клеточной теории.

Демонмстрац презент,

 

Выполнение лабораторной работы по ходу объяснения учителя.

Лабораторная работа №1

Тема: История открытия клетки

Цель: Изучить историю открытия клетки

Оборудование: ручная лупа, микроскоп

 

Задание:

1.      Изучить историю открытия клетки по § 2 учебника по биологии

2.      Записать события связанные с открытием клетки в хронологическом порядке.

3.      Рассмотреть оптические приборы, благодаря которым стало возможно изучение клетки.

4.      Записать увеличительные приборы с их характеристикой

5.      Зарисовать микроскоп и подписать основные его части.

6.      Сделать вывод по лабораторной работе.

Ход работы:

1.      Клетка – элементарная структурная единица всего живого.

 

Дата Ученый Событие
     
     

 

2.      Увеличительные приборы:

Прибор Характеристика
Ручная лупа Увеличение в 3-5 раз
Штативная лупа Увеличение в 10-25 раз
Световой микроскоп Увеличение в 3000 раз
Электронный микроскоп Увеличение в 300000 раз

3.      Устройство светового микроскопа

Микроско́п (греч. микрос — маленький и окопе — смотрю) прибор, предназначенный для получения увеличенных изображений, а также измерения объектов или деталей структуры, невидимых или плохо видимых невооружённым глазом.

 

Ответьте на вопрос: как узнать во сколько раз увеличивает микроскоп?

 

Значение клеточной теории.

— Каково значение клеточной теории для развития науки?

Значение клеточной теории в развитии науки велико.

Фридрих Энгельс высоко оценил клеточную теорию. Он назвал ее одним из 3 великих открытий 19 века.Стало очевидно, что клетка – это важнейшая составная часть всех живых организмов. Она их главный компонент в морфологическом отношении; клетка является эмбриональной основой многоклеточного организма. Клеточная теория позволила прийти к выводу о сходстве химического состава всех клеток и еще раз подтвердила единство всего органического мира. Знания о клеточном строении используется в медицине, в вопросах о происхождении органического мира.

Закрепление.  Решение творческих задач.

Задача 1. Известно, что с помощью методов глубокого замораживания можно консервировать не только продукты питания , но и живую ткань. Действуя по специальной методике, охлаждая организм с помощью жидкого гелия или водорода соответственно до t -269 или -253 градуса, можно добиться полной остановки всех жизненных процессов. Положительный результат был достигнут в опытах с целым рядом живых организмов. Так же успешно размораживали и потом восстанавливали культуры человеческих тканей. Как можно использовать этот процесс для сохранения редких и исчезающих видов растений и животных?

Задача 2.. В середине прошлого века зоолог Теодор Зибольд обратил внимание учёных мира на одно весьма странное обстоятельство. В телах пресноводной гидры, некоторых червей и инфузорий он обнаружил хлорофилл. Позднее хлорофилл обнаружили и у других животных: губок, гидроидных полипов, медуз, кораллов, коловраток, моллюсков. Они, как показали опыты, могли месяцами обходиться без пищи. Это обещало интересное открытие. И оно было сделано. Правда, оказалось, что «животный хлорофилл» создан тоже растениями. Назовите это открытие.

Учащиеся  в группе  обсуждают и составляют таблицу.

просматривают презентацию  задают вопросы.

Учащиеся самостоятельно определяют основные положение клеточной теории. Записывают в тетрадь. Работа с учебником

Клетка – основная единица строения и функционирования живого организма.

Клетка – саморегулирующая открытая система.

2. Клтки всех организмов в принципе сходны по химическому составу, строению и функциям.

3. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.

Все новые клетки образуются при делении исходных клеток.

 

 

Учащиеся отвечают на проблемный вопрос.

 

 

 

 

Уч-ся в группе решают творческие задачи.

 

 

Ответ к задаче 1..Создание банка глубоко замороженных половых и соматических клеток нужных живых организмов. В будущем можно будет возродить содержащуюся в клетках генетическую информацию. Возможно вынашивание эмбриона самкой другого, родственного вида.

Ответ к задаче 2.

Микроскопические водоросли переселились под кожу некоторых прозрачных животных и стали питать себя и приютившего их хозяина. Водоросли используют углекислый газ, выделяемый организмами животных. Это «симбиоз».

 

Итог   Выполнения теста Заполнения листа достижений.

Рефлексия «Дерево успеха»

Дом зад  парагр 2

Учащиеся заполняют лист достижений

Учащиеся определяют свое положение  на дереве успеха.

Записывают домашнее задание.

Самоанализ урока.

 

Оценивание урока Формативное ( похвала, наблюдение)  суммативное (оценка)
Изменения по уроку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема:

Урок 4

Основные положения клеточной теории, значение клеточной теории для развития биологии
Цель урока: формировать у уч-ся понятия об истории создания клеточной теории, основных положениях клеточной теории, ее значении; развивать умения работать с дополнительной литературой; добиваться активного отношения к учебному труду.

 

Ожидаемые результаты:

 

должны знать:

Основные положения клеточной теории

— понимать:

Значение клетки – как основной структурной единицы всего живого.

уметь:использовать полученные знания в жизни и в быту

  Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядности
3 мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Ученики осмысливают поставленную цель.  
5 мин. II. Проверка домашней работы.
Составить и заполнить таблицу

ученые дата Вклад в науку
Роберт Гук 1665 Открытие клетки
Шванн — Шлейден 1838 Клеточная теория
Мишер 1870 Нуклеиновые кислоты
Р.Вирхов 1858 Деление клетки
Т.Морган   Хромосомная теория
Р.Броун 1831 Ядро клетки

Что изучает биология?

Какие разделы биологии знаете?

Имена каких ученых вам знакомы из предыдущих классов?

Какие методы исследования биологии знаете?

Каково значение биологии?

 

Ученики отвечают на вопросы учителя. Чертят схемы предложений.  
20 мин. III. Актуализация знаний

Клеточная теория – одно из наиболее важных биологических обобщений, согласно которому все организмы имеют клеточное строение. Клеточная теория наряду с законом превращения энергии и эволюционной теории Чарльза Дарвина является одним из трех великих открытий естествознания XIX века.

Клеточное строение впервые наблюдал Р. Гук (1665) у растений и впервые применил термины «клетка». Значительный вклад в изучении клетки внес Антон Левенгук, открывший в 1874 г одноклеточные организмы – инфузории, амебы, бактерии. Он также наблюдал эритроциты крови и сперматозоиды. В начале XIX века целенаправленно изучается внутреннее содержимое клетки.

В 1825 г. Ян Пуркине открыл ядро в яйцеклетке птиц. В 1831 г Р.Броун впервые описал ядро в клетках растений, а в 1833 г он пришел к выводу, что ядро является обязательной частью растительной клетки. М. Шлейден в 1838 г установил, что тело растений состоит из клеток, обязательными компонентами которых является ядро. Томас Шванн на основе собственных исследований и данных литературы в 1839 г сделал ряд выводов, которые легли в основу клеточной теории.

 

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ Т. ШВАННА:

· Все ткани растений и животных состоят из клеток;

· Все клетки образуются и растут по одним и тем же законам;

· Общий принцип развития для элементарных частей организма – клеткообразование.

Клеточная теория получила дальнейшее развитие в работах Р.Вирхова (1858), который предположил:

— клетки образуются из предшествующих материнских клеток;

— вне клетки нет жизни.

И.Д. Чистяков (1874) и Э. Страсбург (1875) открыли деление клетки – митоз, и таким образом, подтвердили предположение Р. Вирхова.

Еще до появления клеточной теории Т.Шванна, К.Бер (1827) открыл яйцеклетку млекопитающих и показал, что многоклеточные организмы начинают свое развитие с одной клетки – оплодотворенной яйцеклетки (зиготы). Следовательно, клетка – не только единица строения, но и единица развития живых организмов.

История изучения клетки связана с именами ряда ученых:

 

Впервые микроскоп изобрел Янсен.

Р. Гук  – в 1665 году впервые применил микроскоп для исследования тканей и на срезе пробки и сердцевине бузины увидел ячейки, которые назвал клетками.

А. Левенгук – впервые увидел клетки под увеличением в 270 раз, открыл одноклеточные организмы, сперматозоиды, бактерии. (история жизни о Левенгуке, есть хороший фильм на 7 минут в Яндексе)

Зоолог Теодор  Шванн и ботаник Матиас  Шлейден в 1838 году независимо друг от друга  обобщили знания о клетке, сформировали основное положение о клеточной теории: все растительные и животные организмы состоят из клеток, сходных по строению. Они ошибочно считали, что клетки в организме возникают из первичного неклеточного вещества.

Рудольф  Вирхов (1858 г) – утверждал, что каждая клетка происходит только от клетки в результате ее деления.

Роберт  Броун  (1831) – открыл ядро в клетке.

Карл Бэр  – установил, что все организмы начинают свое развитие с одной клетки- зиготы.

 

Основные положения клеточной теории на современном этапе развития биологической науки можно сформулировать следующим образом:

 

1. Клетка – основная единица строения и функционирования живого организма.

Клетка – саморегулирующая открытая система.

2. Клетки всех организмов в принципе сходны по химическому составу, строению и функциям.

3. Жизнь организма в целом обусловлена взаимодействием составляющих его клеток.

Все новые клетки образуются при делении исходных клеток.

4. В многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемым ими функциям и образуют ткани.

 

 

 

ОСНОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КЛЕТОЧНОЙ ТЕОРИИ:

· Клетка – наименьшая структурно-функциональная единица живого;

· Все клетки сходны по строению, химическому составу и обмену веществ

· «каждая клетка из клетки», т.е. новая клетка образуется исключительно

из исходной материнской путем деления;

· Клетка – единица развития живых организмов, так как многие организмы

развиваются из одной клетки – зиготы, споры;

· В многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой

функции и образуют ткани: из тканей образуются органы, которые тесно

связаны между собой и подчинены нервным и гуморальным системам

Заполнить таблицу:

Предмет цитология                          содержание науки

Клетки живых организмов      строение и хим.состав

Функции органелл

Функции клеток в живых оргнизмах

Розмножение и развитие клеток

Приспособление клеток к условиям

Вопросы для темы:

А1. В чём состоит главная трудность в использовании световых микроскопов в настоящее время?

2. В чём заключается вклад Яна Пуркинье в цитологию?

3. Как называлась книга Шванна, где он изложил первую версию клеточной теории?

4. Кто из учёных впервые пришёл к выводу, что наследственная информация заключена в ядре?

5. В чём состояла ошибка Шванна и Шлейдена при формулировании ими клеточной теории?

Б.1. В чём состоят преимущества электронного микроскопа перед световым?

2. Что такое метод радиоактивных меток?

3. Как выглядела клеточная теория, сформулированная Шванном?

4. Какой принцип Рудольфа Вирхова стал важным дополнением клеточной теории?

5. Когда применяется метод замедленной киносъёмки через мощные световые микроскопы?

В.1. В чём состоят недостатки в использовании электронного микроскопа, и как они преодолеваются?

2. Что такое метод ультрацентрифугирования?

3. Как выглядят положения современной клеточной теории?

4. Какие изотопы чаще всего используются для метода радиоактивных меток?

5. С помощью какого метода можно выделить клеточные органоиды?

Г.1. Что такое анод и катод в электронном микроскопе?

2. Для чего в электронном микроскопе служит шлюзовая камера?

3. Какие части электронного микроскопа служат для увеличения объекта?

4. Что делают в электронном микроскопе конденсатор и флюоресцентный экран?

5. Для чего нужен вакуумный насос?

Д. (исправьте предложения)

1. Впервые применил микроскоп для исследования живых организмов Антони ван Левенгук.

2. Электронный микроскоп был создан в XIX веке.

3. Электронный микроскоп позволяет увидеть на большом увеличении живые объекты.

4. Для выделения клеточных органоидов служит метод радиоактивных меток.

5. Замедленная киносъемка для запечатления жизненных процессов клетки используется через мощные электронные микроскопы.

10 мин. IV. Закрепление урока. Работа в парах по методике «КСО». Что вы поняли по данной теме?

Составить и заполнить таблицу

Методы исследования клетки особенности
сравнение  
наблюдение  
культивирование  
оптический  
исторический  

Что изучает цитология?

Какой вклад внесли ученые в развитие науки?

Какие используют методы исследования клетки

Ученики обсуждают между собой, отвечают на вопросы своих одноклассников.  
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями соседу по парте и отправить. Оценивают работу своих одноклассников, пишут телеграммы. фишки

 

стикеры

 2 мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы. Записывают домашнюю работу в дневниках.  

 

 

Итог  урока:___________________________________________________________________

 

 

Положительные стороны урока:__________________________________________________

 

_____________________________________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

 

 

 

 

 

  • Адрес электронной почты не публикуется. Обязательные поля отмечены *